Бес самокатов или без самокатов?
Главный признак весны в Петербурге – появление на улицах электросамокатов, а вместе с ними – и жарких споров о месте этого вида транспорта в городе. Отношение у петербуржцев к ним неоднозначное: кому-то они мешают, кому-то – нравятся…
За последние годы на дорогах и улицах массово появляются Средства Индивидуальной Мобильности – СИМ. Это – электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гидроскутеры, сегвеи, моноколёса…
К сожалению, их пользователи очень часто игнорируют правила дорожного движения – они не спешиваются на пешеходном переходе, не обращают внимания на знаки и светофоры и, с завидной регулярностью, врезаются в пешеходов и автомобили. После такого инцидента элементарно убегают или уезжают с места ДТП, рассчитывая на полную безнаказанность.
По словам специалистов в области безопасности движения на дорогах, – появление самокатов и других средств индивидуальной мобильности в России усугубило проблему аварийности! Согласно данным отчёта Научного центра безопасности дорожного движения по итогам девяти месяцев 2023 года, количество ДТП с участием пользователей СИМ достигло трёхкратного роста и составило 2,6 тысяч случаев, в которых 2,7 тысячи человек получили ранения, 31 – погиб. Количество пострадавших детей в зоне безопасного движения (тротуара) потрясает – 919 человек, трое – погибли…
Как известно, на самокатах в основном передвигаются молодые люди, не имеющие водительских прав и, по большому счёту, не имеющие представления об элементарных правилах дорожного движения.
У многих из них порог опасности снижен: некоторые стремительно выскакивают на проезжую часть и столь же быстро возвращаются на тротуар, обгоняют на проезжей части пробку между рядов, хамят водителям в ответ на замечания, подрезают и держатся вызывающе…
В связи с участившимися случаями наезда на пешеходов и авариями на проезжей части, с 1 мая в Санкт-Петербурге усилился контроль за электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности.
Кроме того, начали действовать новые правила для двухколёсного транспорта.
По каким правилам теперь будут сдавать двухколёсный транспорт в аренду, и станет ли на улицах города безопаснее?
- Уже известно, что в этом году электросамокатов на улицах Северной столицы станет ещё больше – для аренды будут доступны 48 тысяч средств индивидуальной мобильности.
- Ранее принятое ограничение скорости остаётся в силе – двигаться быстрее, чем 20 км/ч, по городу запрещено. Также в некоторых районах разрешённая скорость и вовсе ограничена до 15 км/ч, а в семи локациях – не превышает 10 км/час.
- Также, расширен перечень мест в городе, где передвижение на электросамокатах запрещено! Всего безсамокатных зон в городе теперь 28, это, в том числе, парк 300-летия Петербурга, Дворцовая и Разводная площади, а также улица Морского Десанта. И скорость, и районы передвижения будут регулироваться программно, как и раньше.
Новые правила избавят город от несовершеннолетних лихачей на самокатах, которых ранее нередко можно было заметить на улицах, отчаянно на полной скорости маневрирующих между пешеходами на тротуарах и автомобилями на проезжей части. Решить вопрос планируют усложнением авторизации. Теперь, чтобы создать аккаунт и прокатиться на двухколёсном транспорте, потребуются не только номер телефона и банковская карта, но и личный кабинет на портале Госуслуг.
Обнимашки на самокатах – всё!
С 1 апреля кикшеринговые компании начали тестировать специальные детекторы, установленные на самокатах, которые будут определять, один человек стоит на так называемой деке или двое. Предполагается, что в случае нарушения самокат попросту не сдвинется с места, пока лишние райдеры не сойдут с него.
Как и ранее, для всех компаний будет действовать система страхования ответственности, а также обязательства по техническому и информационному обслуживанию самокатов. Однако в этом сезоне для петербуржцев запустят бот, через который можно будет отправлять жалобы на лихачей. В планах и вовсе создать единую базу «злостных нарушителей». Оказавшиеся в ней любители пощекотать нервы себе и окружающим будут блокироваться сразу на всех кикшеринговых сервисах.
Что нужно знать о поездках на электросамокатах в 2024 году
Какие ограничения существуют?
- Запрещено движение по автомагистралям, в том числе по обочине;
- Пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении;
- При езде по проезжей части СИМ должны следовать по ходу движения транспортных средств;
- Запрещена буксировка СИМа или СИМом;
- При выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать движение всем участникам движения;
- В велосипедной зоне СИМ имеют преимущество перед всем механическим транспортом и могут двигаться по ширине всей проезжей части.
- Если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает пешеходов опасности или создает помехи для их движения — водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов.
Также, инспекторы будут отслеживать езду вдвоём на арендованном самокате, пересечение пешеходного перехода без спешивания, парковку на тротуарах с перегораживанием прохода пешеходам. При этом, нарушения будут фиксировать автоматические передвижные комплексы фото и видеофиксации «Дозор» и «Паркон». В перспективе планируется задействовать в наблюдении за самокатчиками и уличные камеры системы «Безопасный город».
Уважаемые самокатчики!
Знание необходимых правил личной безопасности и безопасности окружающих помогут вам избежать травм, наездов на пешеходов и неприятных ситуаций во время езды на электросамокате!