Жизнь – без начала и конца

Жизнь – без начала и конца

28 ноября 145 лет назад родился поэт Александр Блок, без которого невозможно представить Петербург начала XX века

Он был безмерно талантлив и, как звезда первой величины, обладал могучей силой притяжения: гениальность Блока признавали все, в том числе его современники. Его массово боготворили, а написанные им стихи учили наизусть. Каждый его сборник становился событием, а манера немногословно, закрыто держаться на поэтических вечерах, в салонах, на театральных премьерах – интриговала и добавляла его стихам таинственного обаяния:
… И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Такова “Незнакомка”, пожалуй, самое известное русское стихотворение первого десятилетия XX века. Но блоковские поэтические объяснения в любви всегда связаны не только с сердечными переживаниями. К ним добавляются яркие городские зарисовки:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Александр Блок стал для современников олицетворением земной миссии поэта – отрешенного от земной суеты и в то же время, умеющего пророчески предвидеть будущее. Но в какие бы мистические или лирические дали не уносило поэта литературное перо, формулой его жизни оставались некрасовские строки: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
Жил Александр Блок чрезвычайно замкнуто, на публике появлялся редко. По отзывам людей, знавших поэта, ему были свойственны особые деликатность и воспитанность. Говорили, что он не просто вежлив, а “рыцарски вежлив”.

Революционные события стали для Блока олицетворением стихийной неупорядоченной силы и существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму и Незнакомку в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные образы Фаины и Снежной Маски. Стихи о любви отошли на второй план.
Петербург был для Блока и реальностью и грандиозным символом, и аудиторией и огромным театром. По словам современников, Блок не любил блестящий центр столицы – Невский, Морскую. У него было влечение к окраинам. И это влечение для многих его знакомых, казалось, было связано с поисками «Петербурга Достоевского»

В эти годы Александр Блок начал писать эпическую поэму «Возмездие», закончить которую ему было не суждено.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
Тогда же выходит знаменитая и загадочная пьеса «Роза и крест». И в это же время, взяв за основу пять своих книг, он издает полное собрание сочинений в трех томах.
Позднее им было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма “Двенадцать” . Последний образ “Двенадцати” : Иисус Христос, который оказывается во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире.
За “Двенадцать” его ругали неистово. Многие знакомые и приятели стали бывшими. Немало почитателей от поэта отвернулись. Да и большевики приняли поэму настороженно.
Погружение в политическую стихию привело поэта к нервному срыву и преждевременной смерти. В последнем своём стихотворении -” Пушкинскому дому” – Блок как будто впустил в окно свежий воздух, забыв обо всём преходящем и злободневном. Оно открывало новый, так и не состоявшийся в его поэзии, стиль – с классической простотой образов и ритмов:
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Вот зачем в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

Posted in Uncategorized