Патриотический час «Мы пали от мин у своих берегов»

2024 год – памятный для жителей Петербурга. Ровно 80 лет назад была снята блокада Ленинграда – одна из самых чудовищных страниц в истории Великой Отечественной войны. Но если о событиях, которые происходили в городе знает весь мир, то история морской блокады Ленинграда известна не многим… А ведь героическое освобождение морского пути Ленинграда, унесшее тысячи жизней военных моряков и гражданского населения – одна из главных страниц Летописи войны 1941-1945гг.

В начале войны немецко-фашистские захватчики поставили цель: заблокировать корабли Балтийского флота в Кронштадте и Ленинграде. В общей сложности поставили более 86 тысяч мин. Только 5 июня 1946 года, после масштабного разминирования Финского залива, был открыт проход по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин — Хельсинки.

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №1

В память об этом подвиге 5 июня Санкт-Петербург отмечает День прорыва морской минной блокады Ленинграда, который внесли в календарь памятных дат по инициативе ветеранов пятнадцать лет назад.

22 июня 1941 года. Финский залив. Рассвет. Неожиданно тишину нарушил шум моторов. Немецкая авиация сбросила 16 донных мин южнее Толбухина маяка, юго-восточнее Кронштадта и между островом Котлин и Ленинградом. Далее минные постановки по всему заливу продолжались каждую ночь вплоть до конца августа…

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №2

Насколько опасны и коварны минные поля, советское военно-морское командование убедилось во время перехода кораблей и судов от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки в период с 28 августа по 7 сентября 1941 года. В эти дни погибло 20 боевых кораблей и судов, 18 транспортов и 25 вспомогательных судов.

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №3

О количестве погибших в то время точных данных нет, но приводятся цифры до 18 тысяч военнослужащих и до 10 тысяч гражданских.

Специальные корабли, очищающие море от мин — тральщики, были нужны как воздух. В годы блокады их строительством были заняты практически все судостроительные заводы: Балтийский, завод имени Жданова -ныне «Северная верфь», Петрозавод, завод Судомех, а после снятия сухопутной блокады — и Усть-Ижорская верфь – ныне Средне-Невский судостроительный завод.

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №4

Кто строил эти корабли? Как и везде в военное время — женщины и подростки. Девушки выполняли более тонкую и опасную для здоровья работу, практически голыми руками разбирая многожильный кабель. Ребята занимались в основном электромонтажными и пусконаладочными работами. А иногда выходили в море на испытания.

Построенные балтийцами тральщики, были признаны специалистами в тот момент, лучшими. Они выловили более 70 тысяч мин, спасли сотни кораблей и тысячи жизней.

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №5

Морские саперы шли «вслепую» по минному полю, буксируя за кормой корабля противоминное оружие — трал, который перерезал «минрепы». Предполагалось, что срезанная мина или взрывается при ее подрезании, или всплывает, а дальше её следовало уничтожить метким выстрелом.

Необходимо было «перепахать» весь Финский залив со всеми его проливами и бухтами. Недаром корабли-тральщики называли «пахарями моря». К тому же, в это время на судах не было никаких средств обнаружения мин, кроме зрительного наблюдения, поэтому моряки шли буквально на ощупь.

Ко времени окончания войны Ленинград по-прежнему оставался блокированным со стороны моря. Так, по словам военных, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами тонн взрывчатых веществ. Всего к концу 1944 года, в море было выставлено примерно 66 500 мин.

Таким образом, тральным силам Балтийского флота было предписано в кратчайшие сроки обеспечить безопасность судоходства и рыболовства.

Наконец 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота сообщил всем мореплавателям об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин — Хельсинки. После этого события вновь приступил к работе Ленинградский морской порт, отправляя и принимая гражданские суда.

Однако работы по разминированию продолжались. К концу 1962 года в Финском заливе и прибрежных районах Эстонии было обнаружено, вытралено и уничтожено 11 900 мин. Оставшиеся со временем потеряли свою боеспособность под влиянием внешней среды. И только в 1963 году были открыты для плавания последние опасные районы.

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №6

Разумеется, основной объем операций боевого траления был выполнен в послевоенный период. Боевое траление продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году.

Скрытое в морских глубинах минное оружие противника и после 9 мая 1945 года продолжало уничтожать корабли и суда, их экипажи. Мины рвались и в тралах, и под кораблями, увеличивая счет боевых потерь Великой Отечественной войны в кораблях и людях. Только в период с мая 1945 года по май 1946 года при боевом тралении на минах подорвались 29 тральщиков, 17 из них затонули вместе с экипажами.

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №7

Действия Балтийского флота по уничтожению минных заграждений официально закончились в конце 1957 года, когда были уничтожены боевые мины в основных районах и фарватерах моря, в портах и гаванях. Однако в отдельных, сложных для траления, районах боевые действия по уничтожению вражеских мин продолжались до 1963 года.

В период 1958-1964 гг. обнаружено и уничтожено 157 сорванных штормами с якорей «плавающих» мин. Только на Балтийском море советские тральщики очистили от мин площадь в 15 тыс. квадратных миль и уничтожили 6850 мин.

К концу 1963 года в Финском заливе и в прибрежных районах Эстонии было вытравлено, обнаружено и уничтожено 11 900 мин. Оставшиеся не вытраленные донные неконтактные мины потеряли свою боеспособность от времени под влиянием внешней среды. Также в это время, были открыты для плавания последние бывшие опасными районы.

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №8

За смелость и мужество, проявленные в минной войне, многие советские моряки были награждены боевыми медалями и орденами. Четверым минерам присвоено звание Героя Советского Союза: главному старшине Григорию Давиденко и мичману Ивану Ларину, капитанам 3-го ранга Федору Пахольчуку и Григорию Оводовскому. В 1990 году в ЦПКиО Санкт-Петербурга был открыт памятный знак в честь 8-го дивизиона катеров-тральщиков Балтийского флота. В 2015 году на Серафимовском кладбище открыт памятник морякам минных тральщиков Балтийского флота!

Мы пали от мин у своих берегов, изображение №9