Информационный час «Основа законотворческого процесса»

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках чётко установленных процессуальных норм, то есть обладает процедурностью. Это связано, прежде всего, с особой значимостью права в жизни общества. Основной частью процесса правотворчества является законотворческий процесс.
Законотворческий процесс — это деятельность компетентных органов по принятию, изменению или отмене норм права.
Разумеется, в рамках правотворческой деятельности жизнь получают не только законы, но и подзаконные акты, и судебные прецеденты, и правовые обычаи, словом — все источники права. Но всё же законотворческий процесс является основным.
Если в общественной жизни накапливается весомое количество спорных или неоднозначных ситуаций, требующих вмешательства государства, а законного основания для вмешательства нет, так как нет соответствующего нормативно-правового акта, возникает необходимость в его создании. Появляется идея о создании закона.
Правом внесения идеи о создании нормативно-правового источника обладает не физическое лицо. Источником такой идеи является государство и определённый круг лиц, которому государство это право дало.
Эти субъекты на основании ч. 1 ст. 104 Конституции РФ имеют право предложить создание нового закона, то есть выступить с законодательной инициативой.
Законодательная инициатива — закреплённое в Конституции РФ право определённых субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Правом законодательной инициативы обладают:
• Президент Российской Федерации;
• Совет Федерации и его члены;
• депутаты Государственной Думы как представители народа;
• Правительство Российской Федерации;
• Законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
• Конституционный Суд РФ;
• Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения.

Вы помните, что вместе с правом возникают и обязанности. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение или же готовый законопроект, но не обязывает его принять.

Законодательная власть в России принадлежит двухпалатному Федеральному собранию, состоящему из Государственной Думы — нижняя палата — и Совета Федерации — верхняя палата.

Обратите внимание!
Принять инициативу о создании закона, принять или отклонить законопроект — право законодателя.
Если идея встретила одобрение законодателя, начинается правотворческая деятельность — законотворческий процесс.
В рамках этой деятельности выделяют два этапа, которые, в свою очередь, делятся на стадии.

Первый этап — подготовка проекта нормативно-правового акта.
Стадии этого этапа:
1. принятие решения о необходимости разработки правового источника.
2. Подготовка проекта нормативно-правового акта (в рамках законодательной инициативы допускается внесение сразу законопроекта); разработка законопроекта обязательно осуществляется профессионалами.
3. Обсуждение законопроекта.
4. Согласование законопроекта.
5. Доработка законопроекта, если выявится надобность в этом.

Второй этап — издание нормативно-правового акта.
Стадии этого этапа:
1. внесение законопроекта на обсуждение правотворческого органа (в России — парламента).
2. Обсуждение законопроекта в парламенте — парламентские чтения.
3. Принятие законопроекта.
4. Обнародование закона — опубликование в СМИ.

Обратите внимание!
В России законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
Указы Президента и постановления Правительства — через 7 дней после официального опубликования, если иное не оговорено в самом нормативно-правовом акте.