Знаменитый русский философ Владимир Соловьёв сформулировал значение Канта следующим образом:
«Кант – основатель философского критицизма, представляющего собой поворотную точку в истории человеческой мысли, так что всё развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию должно быть разделено на два периода: докритический или докантовский и критический — после-кантовский»
Самой интересной работой первого периода философской деятельности Канта считается «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней изложена история происхождения Вселенной, причем с точки зрения физики, а не богословия. В это же время Кант занялся изучением теории пространства, опираясь на научные знания. Он верил в то, что Высший Разум существует, и именно он положил начало жизни на Земле. Ученый утверждал, что существование материи доказывает существование Бога. Он считал, что за материальными вещами обязательно стоит их Создатель. Эта мысль отражена в его труде под названием «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».
Начало критического периода философского творчества Канта пришлось, когда в возрасте 46-и лет он был назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где преподавал обширный цикл дисциплин – философских, математических, физических. Этот период биографы Канта стали называть критицизмом.
Именно в это время Кантом были написаны фундаментальные философские труды, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.
В работе «Критика чистого разума» Кант отвергает догматический способ познания, полагая, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования. Сущность этого метода заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь человек с помощью разума, в изучении отдельных способов человеческого познания.
Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения. Он формирует свой знаменитый тезис «вещь в себе», означающий, что пространство и время, которые являются основой восприятия в опыте – на самом деле субъективны. Мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени. Кант объясняет, что существуют различные «категории», которые мы воспринимаем исключительно с помощью нашего разума, не опираясь на чувства. Этими категориями являются качество, количество и отношение.
Но мы никак не можем воспринимать мир без этих качеств. А тогда, соответственно, и не можем быть уверены в том, реальную ли вещь мы воспринимаем…
В мире, который сформулировал Кант, в сфере трансцендентных предметов, лежащих за пределами нашего опыта, времени и пространства нет, поэтому, как писал советский философ Арсений Гулыга:
«Нелепо спрашивать, где находится бог и почему он не сотворил мир несколькими веками раньше»
Спустя несколько лет после публикации первой «критики» Кант создаёт «Критику практического разума». Опубликованную работу он посвящает этике в своей собственной системе.
Кант пытается обнаружить основополагающий моральный закон.
Он искал именно основу морали, не её содержание или вариации, а то, на чём она строится. В конце концов появился принцип, названный Кантом «категорическим императивом». Он представлял из себя изначальный принцип всех моральных поступков, их метафизическую основу и был сформулирован следующим образом: «Поступай только в соответствии с тем принципом, который для тебя имеет силу всеобщего закона». Тут Кант проводит параллель с долгом, в противовес страстям и эмоциям.
Он приводит её в виде формы, которая не имеет морального содержания.
Разумеется, подобная этическая система имела множество пробелов и слабых мест, порой вступающих в логическое противоречие…
Когда Канту было 58 лет, он опубликовал последнюю часть своего триптиха – «Критику способности суждения».
В ней затрагиваются, главным образом, вопросы эстетики и теологии.
Кант говорит, что искусство предшествует художнику, равно как сущее вокруг нас предшествует нам самим. Здесь он снова ищет изначальный принцип, который на этот раз делает возможным чувство прекрасного.
И опять попадает на зыбкую почву различных человеческих вкусов и оценок! Он продолжает утверждать, что только благодаря цельности и взаимосвязанности природы возможна наука, что это особое априорное понятие.
Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.
Кант не верил в Бога, однако он восхищался окружающим миром, и весь мир помнит его знаменитую фразу:
«Звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум всё новым и возрастающим восхищением, и трепетом, тем больше, тем чаще и упорнее мы над этим размышляем»