65 лет назад, 2 марта в СССР вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка, которое положило начало деятельности Добровольным Народным Дружинам – ДНД.
Люди старшего поколения наверняка помнят время, когда на улицах можно было встретить совместные патрульные наряды сотрудников милиции и народных дружинников. В советские времена народные дружины стали незаменимой помощью для правоохранительных органов в поддержании общественного правопорядка. Затем они на некоторый срок прекратили своё существование.
Между тем, история существования первых народных дружин относится к началу XX века. В 1918-1922 годах по инициативе самих граждан в крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка.
При местных Советах были учреждены административные комиссии, в состав которых входили лица, изъявившие желание оказывать помощь в работе органов милиции. Эти комиссии проверяли и контролировали работу местных органов милиции, оказывали содействие в охране порядка.
Под руководством органов государственной безопасности и НКВД Народные Дружины смогли обеспечить порядок в самый напряженный и ответственный период – в годы Великой Отечественной войны.
В 60-е годы прошлого века движение ДНД принимает массовый характер. Так, например, в 1971 году в стране насчитывалось около 173 тысяч народных дружин, объединяющих около семи миллионов человек! В эти же годы дружины в значительной мере дополняли работу органов милиции, повышали её эффективность в деле борьбы с преступлениями и правонарушениями.
С тех пор многое изменилось, положительный опыт прошлых лет воскресил добровольные народные дружины (ДНД), призванные помогать в охране общественного порядка. Аббревиатура ДНД теперь уже знакома практически каждому.
Кто же участвует в охране общественного порядка на добровольных началах, и какова главная задача народных дружинников?
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» установлены принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
Главная задача дружинников – это оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, пресечение и предупреждение правонарушений.
Надо сказать, что всегда были и есть люди с чётко выраженной гражданской позицией, неравнодушные к проблемам общества, которым их моральные качества не дадут спокойно пройти мимо несправедливости. Именно такие, чувствующие в себе призвание участвовать в охране правопорядка люди, и идут в народные дружинники, причём на добровольных началах. Для них понятия «честность, справедливость, принципиальность» не пустые слова.
В ДНД есть люди разных профессий, по своим деловым и личным качествам способные выполнять обязанности народных дружинников.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка, соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
- принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
- оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
- применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
- осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», другими федеральными законами.
Согласно статье 25 Закона народные дружинники при исполнении обязанностей народного дружинника находятся под защитой государства.
Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
Согласно ст. 19.35. КоАП РФ воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника в связи с его участием в охране общественного порядка либо невыполнение его законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Порядок вступления в ряды добровольных народных дружин определен.
Так, кандидат должен пройти собеседование у командира народной дружины для изучения деловых и личных качеств кандидата в народные дружины и написать заявление о вступлении в народную дружину на имя командира народной дружины с указанием персональных данных, необходимых для проведения проверок. После принятия заявления командиром народной дружины данные на кандидата направляются для проверки в территориальный орган внутренних дел. После прохождения проверок, при соблюдении установленных законодательством требований, гражданин зачисляется в ряды народной дружины.
Граждане, вновь вступившие в ряды народных дружин, получают удостоверение и нагрудный знак, которые они обязаны иметь при себе при участии в охране общественного порядка.
Народным дружинникам по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.
Народным дружинникам может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Быть народным дружинником – это возможность проявить свою жизненную позицию не на словах, а на деле. Дружинники – это своего рода гаранты безопасности и спокойствия жителей России, в лице которых граждане надеются найти защиту и помощь. И сегодня дружинники оправдывают доверие населения на эту помощь и защиту!