«На вершине Кавказа, где снежная глушь…» — под таким названием в молодёжных клубах проходит сегодня информационный час, посвящённый 100-летнему юбилею образования Республики Ингушетии
История ингушского народа уходит вглубь веков — предположительно первые Ингушские поселения появились в начале второго тысячелетия до нашей эры!
Жизнь народа Ингушетии регулируется определённым моральным кодексом, и эти неписанные правила до сих пор соблюдаются в ингушском обществе…
История ингушского народа уходит вглубь веков – предположительно первые ингуши на своей земле появились в начале второго тысячелетия до нашей эры. Жизнь народа регулируется определенным моральным кодексом, построенном на уважении к семье и моральным ценностям. Эти неписаные правила до сих пор соблюдаются в современном ингушском обществе.
В XVIII веке в Тарской долине располагалось крупное поселение Ангушт. По мнению историков, существительное «ингуш» идёт от названия этого населенного пункта. Еще одно наименование этноса — «галагай». Это же название, вероятно, означает «строитель крепости, башни», ведь Ингушетия славится своими башнями.
Ученые полагают, что самоназвание «галагай» окончательно утвердилось в 20-х годах прошлого века. Но есть свидетельства, что ингуши называли себя «галагай» еще в XVII веке.
Современные ингуши живут на Северном Кавказе, в основном в Ингушетии и Северной Осетии. В связи с историческими событиями XIX-XX веков часть ингушей переместилась на другие территории. Между ингушским, осетинским и чеченским народами и по сей день ведутся споры из-за территорий. Согласно переписи населения 2012 года, ингушей насчитывалось 700 тысяч, а по данным переписи населения 2020 года — 517 186. При этом, ингушские диаспоры есть в:
· Турции – 85 000 человек;
· Казахстане – 15 000 человек;
· Сирии – 35 000 человек;
· Ливане – 20 000 человек.
Этногенез ингушской этнической группы отождествляют с кобанской культурой, на формирование которой повлияла культура северокавказских автохтонов. Это было в XII-IV веках до нашей эры. Грузинские письменные документы утверждают, что кобанцев — предков ингушей называли ранее дзурдзуками, а в античных документах встречается название «махли».
Греческий философ Страбон в I веке до нашей эры написал «Географию», в которой упоминал предков ингушей как «гаргареи». Согласно его произведению – это северокавказский народ, соседствующий с амазонками. По мнению русского учёного-этнографа Льва Гумилёва, этноним «гаргареи» созвучен с самоназванием ингушей «галагаи».
В раннем Средневековье ингуши входили в состав Аланского государства и были тесно связаны с аланцами. Магас – столица Алании, как раз находился на территории современной Ингушетии. В начале XIV века монголо-татары захватили Аланию, а оставшиеся люди перебрались в горы. Эти события и способствовали формированию большинства современных северокавказских народов.
В 1770 году ингуши стали частью Российской империи. В 1860 году на территории Ингушетии был создан Ингушский округ, а 10 лет спустя его объединили с Осетинским Владикавказским округом. На 1897 год численность ингушей в России составляла 47 000 человек.
После вхождения в СССР Ингушетия стала развиваться: создавались школы и больницы, развивалось книгопечатание, был создан новый алфавит. В 1944 году ингуши пережили тотальную депортацию: почти все коренное население было выселено в Среднюю Азию и Казахстан, и только в 1991 году был приняли закон о реабилитации жертв политических репрессий. Вплоть до 70-х готов XX века ингуши боролись за признание своей государственности и возвращения территорий.
Официальным языком в Ингушетии считается ингушский. Частично он распространен в странах Средней Азии. В Российской Федерации на ингушском языке общаются 444 000 человек.
Изначально ингушский алфавит состоял из арабских букв. Октябрьская революция поспособствовала созданию нового алфавита – на основе латиницы. В 1938 году был создан окончательный вариант ингушского алфавита – кириллического.
Что касается религии, то в далёком прошлом ингуши были приверженцами анимизма, магических верований и тотемизма. Они чтили тотемных животных: медведя, волка и оленя. Ингуши признавали многих богов, главный среди которых – Бог Дяла. Кроме этого, поклонялись:
· Молдзу-Ерде – богу войн;
· Эштру – бог подземного мира;
· Селе – богу молнии и грома;
· Хи-нане – водной матери;
· Миханне – матери ветров;
· Мехканне – горной повелительнице;
· Елте – покровителю охотников;
· Галь-Ерде – богу скотоводства.
Ингуши верили, что, задобрив покровителей, можно получить от них заботу и помощь в охоте и труде.
Сохранившиеся кресты и церкви из камня свидетельствуют о распространенности христианства среди ингушей. Согласно мнению ученых, первые христиане появились в Ингушетии в X веке и предположительно были грузинами. Сейчас большинство ингушей являются исламистами суннитского толка и шафиитского мазхаба. Религия ингушей стала неотъемлемым элементом культуры и традиций современности.
Каждый ингуш гордится традициями и обычаями своего народа. Особое внимание уделяется гостеприимству: в своде правил, передающихся из поколения в поколение, оно прописано как обязательное. Во времена, когда среди ингушей была распространена практика кровной мести, именно гостеприимство способствовало ее прекращению – если враги встречались в чужом доме, то они не могли причинить вреда друг другу. В каждом доме для гостя была отдельная комната, а каждый гость, оказавшийся на пороге, становился желанным другом семьи.
К браку молодежь относилась со всей серьезностью, ведь если семья распадалась, женщина не имела права воспитывать детей. Муж в семье главный, и он должен чтить жену и сохранять семью.
Ингуши – народ, сформировавший свою аутентичную культуру, переплетающуюся с азиатской. Среди объектов материальной культуры сохранились памятники, башни, храмы и церкви. Особенно интересно смотрятся старинные башни, объясняющие самоназвание народа – «галагай». Башни строились в горной местности, там же возводили замки и специальные стены для ограды. Своей архитектуре они обязаны настоящим профессионалам, известным и за пределами родного края. Профессиональные строители были в почете у всего общества, а убийство архитектора считалось большим преступлением.
Ингуши были и остаются непревзойдёнными ремесленниками. Им нет равных в гончарном деле, ковке, ювелирном мастерстве и металлообработке. Владели ремеслами они профессионально и выбирали качественные материалы. Для оттачивания ювелирного мастерства были созданы специальные ювелирные центры. Поэтому и сегодня можно найти памятники культуры в отличном состоянии. Кроме прочих ремёсел, ингуши искусно владели оружием. У них был широкий арсенал, состоявший из лука, дротиков, топоров, ножей, мечей, кинжалов, сабель; а в XVI веке они умело изготавливали кремневое огнестрельное оружие.
В быту большую роль играла обработка дерева. В приоритете была резьба деревянной посуды. Посуда в том числе могла быть железной, керамической, глиняной и бронзовой. Керамические кружки было принято украшать головами животных, изготовленных тоже из керамики. Эта традиция перешла к ингушам со времен кобанской культуры.
Фольклор также определяет культурные черты народа. Илли – героические песни ушедших времён, в которых прослеживается личная и национальная борьба народа за свои земли. Репертуар песен был разным: колыбельные, лирические, военные, календарно-обрядовые, плачи и шуточные песнопения.
Что касается жилищ ингушей, то исходя из этнонима «галгаи» можно сделать вывод, что основными сооружениями ингушей были башни и оборонительные конструкции. Горные поселения строились вокруг каменных башен, которые порой достигали высоты 16 метров. Полу-боевые конструкции состояли из нескольких этажей 10 метров в высоту. На первом было собственно жилище, второй этаж служил площадкой для обороны в случае вражеского нападения.
Поскольку в горах было изобилие камней, выбор материала для постройки башен был очевиден. Стены сооружений украшали рисунками и иероглифами, имеющим сакральный смысл. Старейшина на внешней стене оставлял отпечаток своей ладони, чтобы «защитить» помещение от нападений врагов и злых духов.
Новую башню необходимо было возвести за год, если строительство длилось дольше – считалось, что род будет угасать и терпеть неудачи в будущем. Чем больше сооружение, тем высшим считался статус семьи.
Сегодня, разумеется, жилье ингушей современное, но, как и в прежние времена, ингуши сохраняют элементы его традиционной культуры.
Колоритная природа Ингушетии привлекает в наши дни многочисленных туристов и путешественников восхитительными пейзажами, дикими ущельями, мощными водопадами и просторными альпийскими лугами; а самобытный народ бережно и с любовью хранит вековые традиции и многовековые памятники культуры, которым на земле нет равных!