Имя этого великого музыканта известно во всём мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, блестящим дирижером и композитором, оставившем после себя огромное культурное наследие. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Россию, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронёс в сердце через всю жизнь и отразил эту любовь в своём гениальном творчестве.
Сергею Рахманинову, как и многим его современникам была уготована нелегкая участь изгнанника. Покинув Россию, композитор потерял всё: музыкальные архивы, всё, что им было написано — пришлось оставить. Родовое имение, где провел детство и юность, где встретил свою первую любовь, ставшую его судьбой…С тем, что было дорого сердцу, пришлось проститься, но ни на минуту своей жизни не забывать об этом …
Впрочем, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти своё место на чужбине и не просто выжить, но и приобрести мировую известность.
Журналисты настойчиво и неоднократно спрашивали Рахманинова о его отношении к Родине, которая так несправедливо обошлась с ним. И композитор также неоднократно, даже декларативно повторял: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера и потому это русская музыка!».
Сергей Рахманинов окончил консерваторию по двум классам: фортепиано и композиции. Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им за семнадцать дней. За своё сочинение он получил высочайшую отметку «5+».
Известно, что во время репетиции оперы, к начинающему композитору подошел Петр Ильич Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим спектаклем «Иоланта», если «он не возражает» … От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
В 1892 году девятнадцатилетний Сергей Рахманинов впервые выступил перед публикой как пианист со своей известной сегодня всему миру Прелюдией до-диез минор. Ровно через пять лет состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов работал годы. После этого концерта, который был крайне неудачным, композитор не сочинял ничего в течение трех лет. Он признавался, что провал Первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
Сергей Васильевич очень тяжело пережил провал своего произведения, и в будущем, став всемирно известным композитором, любое его выступление вызывало в нем творческое сомнение. Однажды после триумфального исполнения, он вынужден был запереться в гримёрке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник…
Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой.
В своем творчестве Рахманинов синтезировал две русские композиторские школы – московскую и петербургскую – и создал неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.
В 1903 году Рахманинов создаёт удивительный по выразительности романс «Сирень», который стал подлинным шедевром камерно-вокального жанра. Его наполненная светлой одухотворенностью жизнеутверждающая мелодия с первых тактов заставляет окунуться в поэтическую атмосферу весенней природы. Вскоре романс «Сирень» стал настолько популярен, что выражаясь современном языком, его можно назвать суперхитом Серебряного века.
Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе – только благоухающие свежие цветы. И с тех пор, где бы он не выступал, в какой бы стране не находился, кто-то всё так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и номера в отелях. Каждый день рождения ему приносили домой белоснежный букет. Когда Рахманинов вместе с женой Натальей покидал Россию, в его купе чудесным образом оказалась ветка белой сирени.
Почитательница Рахманинова, постоянно дарившая ему сирень, долгое время оставалась таинственной незнакомкой. Друзья композитора её так и называли – «Белой Сиренью». И лишь спустя много лет, один из них открыл ему великую тайну – «Белой сиренью» оказалась скромная учительница, обожавшая его музыку и воплотившая своё признание в белоснежные ветки сирени. Сергей Рахманинов ей написал и между ними завязалась многолетняя сердечная дружба.
В 80-е годы XX века писатель Юрий Нагибин написал сценарий к фильму «Белая сирень», режиссером которого должен был стать Андрей Кончаловский, но по неизвестным обстоятельствам, лента так и не была снята. Однако в 2007 году зрители увидели фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», в котором была рассказана эта романтическая история, связанная с любимыми цветами композитора.
Сирень – этот скромный цветок, который Рахманинов называл царицей своей души, для композитора имел особое значение. Сирень была символом его Родины, а также своеобразным Ангелом-хранителем, неизменно сопровождавшим гениального маэстро всю его жизнь: со времён юности, и до самых последних дней…
В 1939 году, всего за несколько дней до официального начала Второй Мировой войны, семья Сергея Рахманинова покинула Францию, перебравшись в Калифорнию.
«Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя. Я русский композитор, и моё Отечество воздействовало и на мой темперамент, и на моё мировоззрение. Поэтому и музыка моя русская…», говорил о себе маэстро.
Наталья Александровна, жена композитора делала всё возможное, чтобы их связь с Родиной не прерывалась хотя бы духовно, если не физически. В их доме звучала русская речь: по-русски говорили дочери – Ирина и Татьяна. На русском языке говорили шофёр, врач, прислуга.
Вторую Мировую войну семья композитора восприняла как личное горе. Денежные сборы от своих концертов Сергей Васильевич передавал в фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Хочу верить и верю в полную победу».
Рахманинов не дожил до победы, не узнал, что его горячо любимая Родина вышла из кровавой мясорубки Второй Мировой войны победительницей.
28 марта 1943 года, не дожив несколько дней до своего 70-летия, великого композитора, виртуоза-пианиста, блестящего дирижера не стало.
Последние дни он провёл в Калифорнии, рядом с Сергеем Васильевичем была его верная супруга Наталья и их дети.
«Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»? – были последними словами Рахманинова.
Из воспоминаний его вдовы известно, что «гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь его можно было перевезти в Россию» …
Спустя пятнадцать лет американский пианист Ван Клиберн, победитель Первого Международного конкурса имени Чайковского в Москве, приехал на могилу Рахманинова и посадил на ней куст сирени, переданный ему советскими студентами.