Литературные чтения «Судьбою завидной я счастлив»

5 мая в 17.00 в Молодёжном клубе Нева пройдут Литературные чтения «Судьбою завидной я счастлив», посвященные 120-летию со дня рождения русского поэта, блестящего переводчика Николая Заболоцкого

Сколько бы не было написано «литературных портретов» творческого человека, интереснее всего читать о нём то, что подмечено его современниками. О русском поэте Николае Заболоцком и его поэзии есть книги, но их ничтожно мало и написаны они, в основном, после его смерти.

Николай Заболоцкий родился 7 мая 1903 года недалеко от Казани возле Кизической слободы.
Уже в третьем классе сельской школы Заболоцкий «публиковал» стихи в своём рукописном журнале. В семнадцать лет поступил в Московский университет на медицинский и историко-филологический факультеты.
Годом позже состоялся «громкий дебют». Сборник его стихов «Столбцы»вызвал литературный скандал, пресса отнеслась к новаторским стихам Заболоцкого, в которых гротеск сочетался с тонким юмором, с непониманием. Между тем, имя Заболоцкого становится известным. Его стихами восхищаются, переписывают от руки, но в определённых кругах Заболоцкого всё настойчевее называют реакционным поэтом-формалистом, «обывательским болотом».

В обстановке травли поэт занимется переводом «Витязя в тигровой шкуре», адаптирует для детского чтения «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Тиля Уленшпигеля», «Путешествие Гулливера».

В 1938 году Николай Заболоцкий был арестован.
От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании конрреволюционной организации, куда входили по утверждению следователя поэты Д.Хармс и С.Маршак.
Следователи не ожидали от поэта, переводчика, знатока древнерусской литературы такой стойкости. Заболоцкий не оговорил ни себя, ни друзей. Сутулый юноша, похожий на бухгалтера в потрепанном пиджачке, выдержал всё.

После освобождения, после всех ужасов тюрем, Николай Алексеевич не раз вспоминал о том трудном времени. Но вспоминал спокойно, без экзальтации. Кроме одного случая. Когда рассказывал о нём, лицо его передергивалось судорогой. Однажды начальник лагеря спросил его непосредственного куратора: «Ну что там Заболоцкий, пишет ещё стихи?» На отрицательный ответ последовало высокомерное: «То-то же!»

В эти же годы поэт закончил переложение «Слово о полку Игореве», ставшее по мнению советской критики, лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему в 1946 году добиться разрешения жить в Москве.

В 50-е годы он был реабилитирован. Авторитет, признание, известность Заболоцкого как крупнейшего поэта и переводчика, неуклонно росли. Он был окружён вниманием. К нему возвращается отмеченный многими «талант важности», умение держать себя с невозмутимым достоинством.
За свои переводы поэт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Писатель Вениамин Каверин подчеркивал, что «ощущение высокого призвания было для него эталоном жизни. Он был честен, потому что он был поэтом… Он никогда не предавал друзей, потому что был поэтом. Все нормы его существования, его поведения, его отношения к людям определялись тем, что, будучи поэтом, он не мог быть одновременно обманщиком, предателем, льстецом.
Ему были чужды позерство, богемность, жажда славы. Это был скромный, спокойный человек. К своему творчеству он относился как к Высшему Долгу, священной обязанности, во имя которой он всегда был готов пожертвовать любыми удобствами и материальной выгодой».

Заболоцкий мечтал перевести на современный русский язык былины и создать из них поэтический свод. Однако, тяжёлые жизненные испытания и перенесенные удары судьбы не позволили закончить задуманное….

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, —
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зелёный этот лес.

Николай Алексеевич Заболоцкий умер 14 октября 1958 года в возрасте 55 лет. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве.

Добавить комментарий