История инфекционных заболеваний и создание первых вакцин в России
Разумеется, пандемия современного мира – не единственная. Человечество на протяжении многих столетий сталкивалось с инфекционными заболеваниями не один раз. Миллионы людей становились жертвами неизвестных болезней, и борьба с ними была длительной и не простой…
ЧУМА
Её называли чёрным мором, чёрной смертью. Переносчиками чумы считали грызунов, кошек и верблюдов. Эта болезнь не раз пожирала человечество. Она сеяла смерть по всему миру, в том числе и на территории современной России. Первый известный случай заражение чумой произошел в середине XIV века. Её вспышка случилась в степях низовья Дона и Волги, где на тот момент располагалось ханство Золотой Орды, которую от русских княжеств отделяло несколько областей. Когда пришла весть о неизвестной болезни, торговые и политические связи с Золотой Ордой были прекращены на пять лет. И всё же чума пришла на русские земли, — через Малую Азию, Византию, Италию, Испанию, Францию, — она просочилась и вошла через Псков. В летописях упоминается, что катастрофа была настолько масштабной, что не хватало гробов и рук для погребения умерших. У церквей скапливались трупы, а в могилу складывали по несколько десятков тел. Пандемия прекратилась, когда инфекция не смогла найти жертв на малонаселенных землях отделявших русские княжества от Золотой Орды.
Второе нашествие случилось в 1654 году. – чума напала теперь на Российское царство. Столицу покинули стрельцы и тюремщики, беззаконие породило разгул мародеров, а бежавшие из Москвы люди разносили инфекцию по другим городам.
Остановить заражение помог строгий карантин: пораженные зоны брали под охрану, а дома сжигали. По разным подсчетам от чумы в тот год погибли более 700 тысяч человек.
Петр I действовал радикально – стоило только появиться новости о бушующей где-либо эпидемии, на границы ставили карантинные заставы, и жестко задерживали всех иностранцев «чтоб с людьми никакого сообщения не имели». Меры были жесткими, но оградить себя от эпидемии Российская Империя не смогла.
Чума середины XVIII века надолго подорвала экономическое состояние России.
Инфекцию принесли солдаты и офицеры, которые возвращались с русско-турецкой войны – вместе с трофеями они прихватили и блох-переносчиков болезни. Зараженных людей привозили в больницы Москвы, но распознать смертоносную болезнь врачи не могли.
В день умирали до 1000 человек. Двери всех заведений были закрыты. Слухи породили панику. Эпидемия обернулась восстанием, подавить которое удалось только спустя трое суток. Москва была поделена на участки и закреплена за врачами. Зараженные трупы строго запрещалось хоронить в черте города.
В будущем вспышки Черной смерти в России были локальными и непродолжительными. Последний случай произошел в 1939 году в Институте микробиологии и эпидемиологии, когда ученый Абрам Берлин испытывая на себе образец противочумной вакцины, заразился и умер. К счастью, власти мгновенно отследили контакты ученого, и жертвами эксперимента стали только три человека.
СИФИЛИС
Об этой бактериальной инфекции на Руси узнали в XV веке. Сифилис называли «польской», «немецкой» или «французской» болезнью. Распространялась болезнь в основном среди солдат, и уже в 1667 году появились «чепучинных дел мастера» — полковые медики, лечившие от страшной заразы.
И здесь Петр I действовал решительно, приказав всех распутных женщин поместить в прядильный дом, расположенный в Калинкинской деревне, -сегодня это часть Адмиралтейского района Петербурга.
Позже император и вовсе издал указ о запрете публичных заведений. А вот первую венерологическую клинику открыли в Петербурге в 1763 году. Она была на 30 мужских и 30 женских мест. Пациентам было позволено не называть имен и скрывать лица.
Особенно свирепствовал сифилис среди военных. Так в 1835 году в армии на 1000 человек приходилось 58 инфицированных. Усугубила ситуацию и крестьянская реформа, а точнее вызванная ею миграция. В 1880 году болезнь поразила 20% горожан. К концу XIX века в зоне риска оказались молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет.
Очередной всплеск заболевания произошел в начале XX века. Например, к 1912 году сифилис вошел в Топ-5 самых заразных болезней, — она поразила 1,2 миллиона человек.
ТИФ
Об «огневой» болезни, так в летописях называли тиф, страдали еще на Руси. Тифом переболел даже Иван Грозный. В XVIII веке тифозные горячки считали естественным состоянием для молодых людей.
Массовые заражения отмечены в 1845 году при строительстве железной дороги из Петербурга в Москву. Тогда погибли 6000 человек. Во время русско-турецкой войны её жертвами стали 44000.
Согласно официальной статистике, только за пять лет с 1918 по 1923 год, тиф унес более 700000 жизней, однако по мнению экспертов, погибших было не меньше 3 миллионов человек.
Причиной массового заражения стала антисанитария, а разносили инфекцию обычные вши…
Остановить эпидемию помогли карантинные меры, сеть изоляционно-пропускных пунктов, а главное – прививка. При этом эффективную вакцину от тифа разработали только в 1942 году. А окончательно победили болезнь в эпоху антибиотиков.
ХОЛЕРА
Только в России «болезнь немытых рук» или «собачья смерть» погубила 2 миллиона человек за 80 лет.
В XIX веке холера вспыхивала восемь раз! Впервые болезнь появилась в 1823 году. Вторая пандемия в 1830-ом была вызвана возвращением из Азии Русской армии.
Как известно, Александра Пушкина холера задержала в Михайловском на долгие три месяца. И благодаря этим карантинным мерам, поэт дописал «Евгения Онегина», сочинил «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии». А его бессмертное произведение «Пир во время чумы» стало откликом на пандемию.
С инфекцией боролись жестким карантином: двери домов и общественных заведений закрывали на замки, а больничные бараки, бани и пункты питания, напротив, массово открывали.
Холера порождала бунты. Петербург охватили слухи о том, что инфекция – выдумка, а причина массовой гибели людей – происки поляков-иммигрантов, которые травили людей: ночами подсыпали в Неву мышьяк, обрабатывали ядом огороды и колодцы… Мнительный народ отреагировал мгновенно: всех подозрительных избивали, нападали на полицейских и врачей, участились налеты на больницы. Остановить бесчинства удалось лишь императору Николаю I.
Последняя вспышка холеры произошла в 1970 году. Очагом инфекции стал Батуми. Заболевание распространилось по Астраханской области, побережью Северного Кавказа, Крыму и югу Украины. Для борьбы с болезнью создали Всесоюзную чрезвычайную противоэпидемическую комиссию. В городах открывали изоляционные пункты. И хотя, власть всячески пыталась эту тему скрыть, — слухи полнили города. А знаменитый Владимир Высоцкий увековечил это событие в стихах: «Не покупают никакой еды – все экономят вынужденно деньги: холера косит стройные ряды, но люди вновь смыкаются в шеренги» …
ОСПА
Многие искусствоведы утверждают, что пышущие здоровьем лица на портретах времен царской России – не более чем предвзятое отношение художника к своей модели. До начала XIX века самым обычным явлением были рубцы на лице от оспы. Болезнь оставляла отпечаток на лицах и бедных, и богатых, а некоторых и вовсе укладывала в могилу…
Одной из самых известных жертв оспы – император Петр II, умерший от болезни в 14-летнем возрасте.
С 1610 года эпидемия бушевала в Сибири, а к 1768 году достигла Камчатки. Зараженных оспой людей изолировали, но изоляция оказалась малоэффективным средством.
Первые прививки в России от оспы начал делать англичанин Томас Димсдейл. А пример всем своим подданным подала русская императрица Екатерина II.12 октября 1768 года английский врач взял биоматериал у зараженного оспой крестьянского мальчика и ввёл императрице.
Статистика заболеванием оспой в России была не утешительной. Только в 1919 году было зарегистрировано 186 000 больных натуральной оспой. После выхода закона об обязательной вакцинации, статистика резко изменилась. В 1925 году жертвами болезни уже были 25 000, в 1929 году – 6094, а к 1936 году натуральная оспа в СССР была ликвидирована.
Впрочем, чрезвычайный случай произошел в 1959 году, когда некий модный художник едва не организовал в стране эпидемию. Побывав в Индии на ритуальном сожжении брамина, он вернулся в родную Москву, где через сутки умер в больнице. Диагноз был установлен на вскрытии – оспа…
Срочно был введен карантин. Изолировали всех, с кем общался художник по возвращению на родину, одного пришлось снять с самолета, выруливавшего на взлетную полосу. Когда стал ясен масштаб трагедии, руководство страны приняло решение о вакцинации всего населения Москвы. Инфекцию остановили за три недели. Таким образом, вспышку оспы удалось остановить. Пострадали 46 человек, из них трое – умерли.
ИСПАНКА
Испанка стала одной из самых смертоносных болезней. Пандемия унесла до 100 миллионов жизней. Этим видом гриппа переболели полмиллиарда жителей Земли…
В России с «испанкой» столкнулись в 1918 году. Первый случай заражения произошел в Украине. За короткий период болезнь проникла в Киев, затем попала в Белоруссию, и позже – в Москву и Петроград. От этой смертоносной болезни погибли 3,5% жителей страны – 3 миллиона.
Локальные вспышки инфекции возникали в годы Великой Отечественной войны.
COVID – 19
Новая пандемия, охватившая земной шар сегодня в самом разгаре. Её вызвала коронавирусная инфекция, Вспышка произошла в конце декабря 2019 года в китайском городе Ухань.
На данный момент количество зараженных в мире covid — 19 превысило отметку 188367022 человек. Зафиксированных случаев смертей от коронавируса составляет 4058263. Выздоровевших и выписанных из больниц суммарно равняется 124119700 человек.
Всемирная организация здравоохранения на сегодня представляет девять вакцин (4 векторных: Россия, Китай, Евросоюз, США; 3 инактивных: Китай; 2 РНК: США). По заявлению представителей ВОЗ, все вакцины проходят третью стадию испытаний.
ВАКЦИНАЦИЯ
Вакцинация – одно из самых важных достижений мировой медицины, благодаря которому удалось спасти жизни миллионов людей и остановить вспышки инфекционных заболеваний.
Вакцина, по сути, — биологический препарат, нацеленный на подготовку нашей иммунной системы к встрече с вирусом или бактерией.
И не важно – настоящий вирус вводится или вакцина, потому что реагирует на него иммунная система одинаково.
Метод инокуляции был впервые использован против натуральной оспы. Суть метода заключалась в том, что из оспин выздоравливающих больных извлекали биологический материал, который затем прививали здоровым людям. Если всё проходило удачно, привитый болел оспой в лёгкой форме, после чего уже не мог заразиться.
Причем этот способ был известен на Востоке с раннего Средневековья. Например, в Китае в X веке прививали малолетних девочек, предназначенных для гаремной жизни, чтобы сохранить красоту от оспенных рубцов.
В современном мире вакцинация применяется против полиомиелита, кори, гриппа, туберкулёза и многих других заболеваний, лекарств от которых пока не существует.
Историю вакцинации в России, принято отсчитывать от XVIII века, точнее 12 октября 1768 года, когда русская императрица Екатерина II, обратилась за услугами опытного врача –инокулятора Великобритании Томаса Димсдейла. Именно в этот день английский врач впервые в истории России привил от оспы императрицу и наследника. Впрочем, эта история вполне могла бы послужить сюжетом детективного романа: на случай своей смерти императрица распорядилась держать наготове упряжку почтовых лошадей, чтобы врач мог срочно покинуть Россию и избежать самосуда; сама же, с маленьким сыном уединилась в Царском Селе. Но все завершилось благополучно, через неделю Екатерина начала поправляться, а её примеру последовали все аристократы – прививаться стало модно.
В память об этом событии была выбита серебряная медаль с изображением Екатерины Великой, надписью «СОБОЮ ПОДАЛА ПРИМЕР» и датой знаменательного события.
Сам врач в благодарность от императрицы получил титул наследного барона, звание лейб-медика, чин действительного статского советника и пожизненную ежегодную пенсию.
После успешного завершения образцового прививания в Петербурге врач вернулся на родину, а в Петербурге начатое им дело было продолжено его соотечественником Томасом Голидеем. Он стал первым врачом Оспенного дома, где желающим бесплатно делали прививку и в награду вручали серебряный рубль с портретом императрицы. Голидей долго жил в Петербурге, разбогател, купил дом на Английской набережной и получил участок земли на одном из островов невской дельты, который был назван его именем, — остров Голодай, знакомый сегодня нам как остров Декабристов.
Однако первая антирабическая станция в России появилась только в 1888 году, её основателем стал русский ученый Илья Мечников.
Открытия И. Мечникова и его коллеги П. Эрлиха позволили изучить сущность невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям и создать стройное учение об иммунитете, за что врачи были удостоены в 1908 году Нобелевской премии.
В 1890 году в Петербурге был организован Институт экспериментальной медицин а год спустя создана Московская санитарная станция, организатором которой стал Ф. Эрисман – родоначальник научно-обоснованного развития санитарного дела и гигиены. Огромную роль в развитии гигиены и санитарного дела сыграл А. Доброславин, возглавлявший первую в стране кафедру гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Русским врачам было хорошо известно научно обоснованное предвидение великого Н. Пирогова, который анализируя состояние медицинской науки, предсказал: «будущее принадлежит медицине предохранительной.
Это наука принесет пользу человечеству». В конце XIX- начале XX столетия в стране стали создаваться научно-практические учреждения эпидемиологического профиля. Значительный вклад в разработку научных проблем эпидемиологии был внесен российскими исследователями. Так, Д. Ивановскому принадлежит честь открытия вирусов; С. Боткин заложил основы учения об инфекционной желтухе (вирусных гепатитах); Г. Минх и О. Мочутковский в результате героических опытов самозаражения (первый – кровью больного возвратным тифом, второй – сыпным тифом) доказали, что возбудители болезней находятся в крови.
Л. Ценковский разработал оригинальный метод получения сибиреязвенной вакцины и приступил к вакцинации животных. Н. Гамалея обосновал безвредность прививок против бешенства, предложил систему мероприятий по борьбе с холерой, чумой и сыпным тифом.
С именем Г. Габричевского связаны серотерапия дефтерии и вакцинопрофилактики скарлатины. И. Савченко испытал на себе энтеральную иммунизацию против холеры с последующим самозаражением.
Первым в мире успешную вакцину от чумы создал доктор Владимир Хавкин.
В юности Хавкин примкнул к народовольцам и поэтому карьеру медика-ученого в России не мог. Он перебрался в Европу, стал учеником Пастера и, как предсказывал французский микробиолог, В. Хавкин победил чуму.
Николай Гамалея – патриарх российской микробиологии.
Врач, победивший оспу, тиф, холеру. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию, располагавшуюся в Одессе. Неоднократно заражал себя бешенством, холерой, туберкулезом, чтобы проверить эффективность разработанных им препаратов.
Лев Зильбер – микробиолог, иммунолог, онколог.
Первым открыл и описал возбудителя клещевого энцефалита и предложил практические меры по его лечению. Первым сформулировал вирусогенную теорию происхождения опухолей и заложил основы иммунологии рака.
Михаил Чумаков – советский вирусолог, основатель и первый директор Института полиомиелита и вирусных энцефалитов.
Анатолий Смородинцев – советский бактериолог, вирусолог.
Он стал одним из крупнейших гриппологов XX века, еще в 1937 году создав первые вакцины против гриппа. Он же является создателем вакцины против кори, которая снизила заболеваемость в несколько десятков раз. Принимал участие в разработке живой вакцины против полиомиелита.
Имена русских ученых, врачей, испытателей, исследователей вписаны в историю медицины. Они создавали школу отечественной вирусологии и иммунологии, и спасая мир от чумы, холеры, тифа, полиомиелита, туберкулёза и других смертельных заболеваний получили всемирное признание.