Дайджест «История в граните»

Наверное, многие из вас согласятся, что самые известные произведения искусства украшают не музейные залы, а городские площади. Они доступны и открыты для просмотра круглогодично в любое время суток. Эти неодушевленные произведения искусства быстрее чем люди обрастают легендами и начинают жить своей собственной жизнью. Знаменитые и популярные, они изображены на монетах и купюрах, рекламных вывесках и открытках. Они покорили свои города и стали их «визитными карточками» …

История в граните, изображение №1

Например, памятники Российской империи строги и консервативны, как и их эпоха. Они не проникнуты всеохватывающей идеологией, как монументы советского времени, и не скандально эпатажны, как произведения последних лет. Всё потому, что отношение к возведению памятников в российской империи было очень серьёзным и ответственным. Средства на их сооружение обычно складывались из добровольных пожертвований. Проекты составляли ведущие скульпторы и архитекторы не только России, но и всего мира. Утверждался проект лично императором. Кроме того, для сооружения памятников использовались самые дорогие материалы – гранит, мрамор, бронза. В итоге – все российские памятники были выполнены на высоком художественном уровне, среди них немало выразительных и запоминающихся, а иногда и просто выдающихся монументов.

При этом история российских памятников насчитывает всего лишь полтора века. Поэтому, к началу XX столетия в России было всего 750 монументов.

Такие крупные города, как Вологда, Тамбов, Пермь, Красноярск – вообще не имели памятников… И напротив, в Петербурге, Москве, на Урале наблюдалась наибольшая их плотность.

Памятник, по определению Владимира Даля, «это сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица»

Россия, между тем, до XVIII века жила замкнутой жизнью. В очень религиозной стране, какой была допетровская Русь, первопричиной всех событий считалась воля Господа. Поэтому и памятники возводились во славу Божью. Это были церкви, часовни, кресты. Большинство русских храмов посвящались тем или иным событиям – то есть становились памятниками.

История в граните, изображение №2

Так, знаменитый храм Василия Блаженного возведён в память взятия Казани, а стоящий рядом Казанский собор посвящен освобождению Москвы от поляков в 1612 году. Впрочем, традиция возводить памятные церкви и часовни не прервалась после петровских реформ и продолжается в наши дни.

История в граните, изображение №3

Московский храм Христа Спасителя – это памятник Отечественной войны 1812 года, петербургский Спас-на-Крови считается главным памятником Александру II. Таким образом, все события в жизни страны и правящей династии отмечались возведением церквей. Таковыми были рождение, бракосочетание или смерть лиц царской семьи, коронация, избавление от опасности при покушении или катастрофе.

История в граните, изображение №4

Петр I разрушил изоляцию России и начал перестраивать жизнь страны на европейский манер. Кроме прочих западных нововведений, император хотел завести в своём государстве и памятники.

Восславить в камне и бронзе Пётр хотел прежде всего самого себя и своё царствование. Особенно остро этот вопрос встал после Полтавской победы. Однако представленные работы не устроили царя, и грандиозный план осуществлён не был.

Несколько проектов памятника Петру разработал скульптор Б. Растрелли.

История в граните, изображение №5

Среди них был триумфальный столп, увенчанный фигурой Петра, пешая и конная статуя императора. Но и эти проекты при жизни Петра осуществлены не были. Правда, в царствование Петра был создан ряд скульптурных портретов императора и его сподвижников. Но эти работы, украсившие залы дворцов, а не улицы и площади, считаться памятниками не могут.

История в граните, изображение №6

Также в эти годы в России появилась парковая скульптура. Летний сад Петербурга украсили мраморные изображения античных богов и героев. Одно из подобных произведений, аллегория «Мир и изобилие» было посвящено победе над Швецией.

Этому же событию посвящался знаменитый фонтан «Самсон» в Петергофе.

История в граните, изображение №7

В царствование Анны Иоанновны в уральской глуши появилось необычное сооружение, которое по словам историков может претендовать на звание первого российского монумента.

На Билимбаевском заводе под Екатеринбургом в честь первой плавки чугуна была отлита тумба с изображением двух лиц на разных сторонах. Её установили на заводской площади. Впрочем, с полной уверенностью назвать это сооружение первым в России памятником всё же нельзя – слишком мало о нём известно…

В правление Елизаветы Петровны скульптор Растрелли, наконец, завершил работу над конной статуей Петра, и в 1747 году она была отлита в бронзе. Но и ей не суждено было стать первым русским памятником – более полувека она, забытая всеми, пылилась в литейной мастерской.

Только в 1800 году это выдающееся произведение заняло своё место на пьедестале.

Вступившей в 1762 году на престол Екатерине II буквально на следующий день представили проекты памятников с изображением новой императрицы. Екатерина запретила ставить монументы себе, а вместо этого повелела соорудить памятник Петру I. Специально для его создания в Россию был приглашён скульптор Фальконе.

История в граните, изображение №8

И всё-таки, первые русские памятники появились раньше знаменитого «Медного всадника» — величайшего творения скульптурного искусства.

История в граните, изображение №9

Итак, первым памятником в России считается подарок Екатерины II Григорию Орлову. Это Морейская колонна, которая появилась в императорской резиденции Царское село. Ещё несколько десятилетий такие памятники доминировали в России, заметно опережая по количеству монументов, установленные в городах.

Будучи полновластными хозяевами своих усадеб, некоторые дворяне заполняли свои парки архитектурными формами, весьма похожими на памятники. К таковым можно отнести знаменитого графа Алексея Аракчеева. В своём Грузино он установил: вазу в память приезда матери, вазу в память своей подруги сердца Настасьи Минкиной, чугунный памятник своим умершим собакам.

Дальше всех пошёл известный масон и оккультист сенатор И. Лопухин. В своей подмосковной усадьбе он поставил множество урн, обелисков, колонн и плит. Они посвящались Юнгу, Лейбницу, Конфуцию, Эккартсгаузену, Кульману и многим-многим другим кумирам Лопухина.

История в граните, изображение №10

В городах памятников было мало: на 1820 год в Петербурге их имелось четыре, в Москве, Киеве и Риге – по одному. В подавляющей своей массе памятники были архитектурными. Их проектировали архитекторы Ринальди, Камерон, Тома-де-Томон, Воронихин.

История в граните, изображение №11
История в граните, изображение №12
История в граните, изображение №13
История в граните, изображение №14

Скульптурных монументов в это время создавалось очень мало. Все они были выдержаны в классическом стиле: герои имели неестественно торжественные позы и были одеты в античные тоги или доспехи.

Вопреки распространенной трактовке царской России как феодальной тирании, презирающей простой народ, среди героев самых первых памятников фигурировали крестьяне-ополченцы из невских сёл, купец Минин, крепостной садовник Константинов. Вскоре к ним добавился помор Ломоносов, крестьянин Сусанин и казачий атаман Ермак, позже – солдаты Сидоров, Осипов, Рябов, матросы Шевченко и Кошка.

Интерес к собственной истории совпал по времени с национальным подъемом, вызванным победой над Наполеоном. Вскоре это отразилось и на памятниках.

История в граните, изображение №15

Годы подъема интереса к монументам совпали со сменой императора. Ни один царь не сделал в этой области столько, сколько Николай I. Именно при нём сформировалась чёткая система монументов, были увековечены наиболее выдающиеся события и лица русской истории. Из необычной диковинки, памятник превратился в почитаемую и охраняемую святыню, украшавшие многие города и места сражения.

Вступивший на престол Александр II уделял памятникам меньше внимание. Но в то же время, среди довольно скромных монументов, встречались уникальные.

История в граните, изображение №16

Прежде всего – это памятник Тысячелетия России. Также выделялись столичные монументы Николаю I, Екатерине II, Крузенштерну и Виллие, московский Пушкин.

Между тем, в это время происходит смена художественных вкусов. На смену старым мастерам приходит талантливая молодежь – Микешин, Опекушин, Антакольский, Шредер, Лаверецкий. С их лёгкой руки создание памятников стало более демократичным: проводятся конкурсы, в которых своё мнение высказывает общество. Например, открытие памятника Пушкину в Москве собрало огромные массы народа. Более того — это стало событием 1880 года!

История в граните, изображение №17

К началу XX века особенно богаты памятниками были: в окрестностях Петербурга – Грузино, Павловск, Петергоф, Царское Село; в в окрестностях Москвы – Архангельское, Кузьминки, Кунцево, Остафьево.

Оправившаяся от первой революции Российская империя казалась сильной, как никогда. Это отразилось и на установке памятников – год от года их количество росло. Одна за другой проходили шумные кампании. В 1909 году отмечалось 200-летие полтавской битвы, в 1910 – юбилей взятия Выборга, в 1911 – пятидесятилетие освобождение крестьян, в 1912 – столетие Отечественной войны с Наполеоном, в 1913 – трёхсотлетие дома Романовых.

Каждая кампания сопровождалась установкой большого количества монументов. Например, только на Бородинском поле было поставлено 36 новых памятников.

История в граните, изображение №18
История в граните, изображение №19
История в граните, изображение №20
История в граните, изображение №21
История в граните, изображение №22

В эти годы появляются монументы Александру III, Николаю II и героям «Стерегущего» в Петербурге, Скобелеву в Москве, Кауфману в Ташкенте, Столыпину в Киеве.

Но главными врагами памятников всегда были люди… Во все времена и при всех режимах памятники портились и подвергались вандализму. Причиной этому были либо хулиганство, либо желание заработать на дорогостоящей бронзе. Поэтому на монументах, ставившихся в безлюдной местности, старались не делать мелких выступающих деталей и накладных подписей – они вскоре сбивались. Почти все российские памятники окружены решётками или цепями, несшими защитную функцию. Некоторые монументы опоясывала двойная ограда, а ещё некоторые – окружал забор из колючей проволоки…

Последним серьёзным испытанием для памятников стала Великая Отечественная война. В районах, где фронт стоял на одном месте, работали немецкие комиссии по вывозу ценностей. От деятельности таких комиссий особенно пострадали пригороды Ленинграда. Немцами было отправлено на переплавку в Германию два памятника Петру I из Петергофа, Екатерины – из Царского села, барельефы с Чесменской колонны, бронзовые детали других памятников. Только успешное наступление советских войск спасло уже разобранный для отправки в Германию новгородский памятник Тысячелетия России. Был отправлен на переплавку воронежский памятник императору Петру.

История в граните, изображение №23
Во время оккупации части города Воронеж фашистами бронзовая статуя Петра I была увезена на переплавку. Долгое время в сквере стоял один постамент.

Отступая из Украины, немцы вывезли статуи Екатерины, Потемкина, Румянцева. Все эти выдающиеся произведения гениальных мастеров до сих пор не обнаружены…

Советская послевоенная монументальная скульптура – это гимн простому солдату – победителю самой кровопролитной войны на Земле, это подвиг ленинградцев, не сдавших врагу свой город. И конечно же – это память о первом человеке, совершившим полет в космос.

Память – это то, что объединяет настоящее человека с его прошлым, а когда речь идёт об исторических событиях мирового или государственного масштаба, то лучшим проявлением памяти о них, является установка памятника.

В скульптурной композиции «Родина мать – зовёт» искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

История в граните, изображение №25

Один из символов ВДНХ и Москвы – скульптурная группа «Рабочий и колхозница», легендарное творение Веры Мухиной. Скульптуру создавали для Всемирной выставки 1937 года в Париже, а спустя десять лет её изображение стало эмблемой советской и российской киностудии «Мосфильм».

История в граните, изображение №26

Монумент «Покорителям космоса» открыли в Москве в 1964 году. Ракета взмывает ввысь на головокружительную высоту, а за ней тянется шлейф выброшенного газа.

История в граните, изображение №27

Памятник Первой Конной Армии, а точнее, главной боевой повозке того времени – тачанке. Памятник открыт в 1977 году, расположен на южном въезде в Ростов-на-Дону.

История в граните, изображение №28

Славной победе русского оружия посвящён 30-метровый монумент во Пскове. Композиция рассказывает о битве между войсками Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, и немецкими рыцарями Ливонского ордена. Памятник установлен на горе Соколиха на пути следования войск Александра Невского.

История в граните, изображение №29

Монумент «Алёша» — так называют солдата в плащ-палатке, фигура которого установлена на сопке Зелёный мыс в Мурманске.

Проект мемориала «Защитникам Советского Заполярья» разработал скульптор Исаак Бродский. Кроме фигуры бойца, в комплекс входит покатая трёхгранная пирамида, подиум «Вечный огонь» и два зенитных орудия.

История в граните, изображение №30

Возле посёлка Пятиморск в Волгоградской области установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов». Он изображает пехотинца, танкиста, мотострелка и кавалериста со знамёнами в руках.

История в граните, изображение №31

Совсем новый мемориальный комплекс в Понырях появился в августе 2023 года. Он воздвигнут на Северном фасе Курского выступа, где происходили кровопролитные бои летом 1943 года.

История в граните, изображение №32

В центре – фигура советского солдата. Прилагая нечеловеческие усилия, он не даёт сомкнуться двум надвигающимся группировкам гитлеровских войск, которые символически изображены в виде кроваво-красных стен с изображением немецкой техники.

Монумент «Мать-Волга» установлен на входе в шлюзы со стороны Рыбинского водохранилища. 28-ми метровая женская фигура широким жестом указывает на просторы русской реки Волги.

История в граните, изображение №33

Памятник «В ознаменования 300-летия российского флота» в Москве больше известен как памятник Петру I. Пожалуй, самый противоречивый монумент в столице. Работа Зураба Церетели до сих пор не оставляет равнодушными москвичей.

История в граните, изображение №34

А между тем, это один из самых высоких памятников в мире – он уступает только гигантским скульптурам Будды и богинь в Китае.

Памятник, по определению Владимира Даля, «это сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица».

Слова «памятник» и «память» стоят в одном ряду. Памятник – это возможность увековечить память о целой эпохе жизни всей страны, о погибших, о цене мирной жизни современного человека…