Наверное, многие из вас согласятся, что самые известные произведения искусства украшают не музейные залы, а городские площади. Они доступны и открыты для просмотра круглогодично в любое время суток. Эти неодушевленные произведения искусства быстрее чем люди обрастают легендами и начинают жить своей собственной жизнью. Знаменитые и популярные, они изображены на монетах и купюрах, рекламных вывесках и открытках. Они покорили свои города и стали их «визитными карточками» …
Например, памятники Российской империи строги и консервативны, как и их эпоха. Они не проникнуты всеохватывающей идеологией, как монументы советского времени, и не скандально эпатажны, как произведения последних лет. Всё потому, что отношение к возведению памятников в российской империи было очень серьёзным и ответственным. Средства на их сооружение обычно складывались из добровольных пожертвований. Проекты составляли ведущие скульпторы и архитекторы не только России, но и всего мира. Утверждался проект лично императором. Кроме того, для сооружения памятников использовались самые дорогие материалы – гранит, мрамор, бронза. В итоге – все российские памятники были выполнены на высоком художественном уровне, среди них немало выразительных и запоминающихся, а иногда и просто выдающихся монументов.
При этом история российских памятников насчитывает всего лишь полтора века. Поэтому, к началу XX столетия в России было всего 750 монументов.
Такие крупные города, как Вологда, Тамбов, Пермь, Красноярск – вообще не имели памятников… И напротив, в Петербурге, Москве, на Урале наблюдалась наибольшая их плотность.
Памятник, по определению Владимира Даля, «это сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица»
Россия, между тем, до XVIII века жила замкнутой жизнью. В очень религиозной стране, какой была допетровская Русь, первопричиной всех событий считалась воля Господа. Поэтому и памятники возводились во славу Божью. Это были церкви, часовни, кресты. Большинство русских храмов посвящались тем или иным событиям – то есть становились памятниками.
Так, знаменитый храм Василия Блаженного возведён в память взятия Казани, а стоящий рядом Казанский собор посвящен освобождению Москвы от поляков в 1612 году. Впрочем, традиция возводить памятные церкви и часовни не прервалась после петровских реформ и продолжается в наши дни.
Московский храм Христа Спасителя – это памятник Отечественной войны 1812 года, петербургский Спас-на-Крови считается главным памятником Александру II. Таким образом, все события в жизни страны и правящей династии отмечались возведением церквей. Таковыми были рождение, бракосочетание или смерть лиц царской семьи, коронация, избавление от опасности при покушении или катастрофе.
Петр I разрушил изоляцию России и начал перестраивать жизнь страны на европейский манер. Кроме прочих западных нововведений, император хотел завести в своём государстве и памятники.
Восславить в камне и бронзе Пётр хотел прежде всего самого себя и своё царствование. Особенно остро этот вопрос встал после Полтавской победы. Однако представленные работы не устроили царя, и грандиозный план осуществлён не был.
Несколько проектов памятника Петру разработал скульптор Б. Растрелли.
Среди них был триумфальный столп, увенчанный фигурой Петра, пешая и конная статуя императора. Но и эти проекты при жизни Петра осуществлены не были. Правда, в царствование Петра был создан ряд скульптурных портретов императора и его сподвижников. Но эти работы, украсившие залы дворцов, а не улицы и площади, считаться памятниками не могут.
Также в эти годы в России появилась парковая скульптура. Летний сад Петербурга украсили мраморные изображения античных богов и героев. Одно из подобных произведений, аллегория «Мир и изобилие» было посвящено победе над Швецией.
Этому же событию посвящался знаменитый фонтан «Самсон» в Петергофе.
В царствование Анны Иоанновны в уральской глуши появилось необычное сооружение, которое по словам историков может претендовать на звание первого российского монумента.
На Билимбаевском заводе под Екатеринбургом в честь первой плавки чугуна была отлита тумба с изображением двух лиц на разных сторонах. Её установили на заводской площади. Впрочем, с полной уверенностью назвать это сооружение первым в России памятником всё же нельзя – слишком мало о нём известно…
В правление Елизаветы Петровны скульптор Растрелли, наконец, завершил работу над конной статуей Петра, и в 1747 году она была отлита в бронзе. Но и ей не суждено было стать первым русским памятником – более полувека она, забытая всеми, пылилась в литейной мастерской.
Только в 1800 году это выдающееся произведение заняло своё место на пьедестале.
Вступившей в 1762 году на престол Екатерине II буквально на следующий день представили проекты памятников с изображением новой императрицы. Екатерина запретила ставить монументы себе, а вместо этого повелела соорудить памятник Петру I. Специально для его создания в Россию был приглашён скульптор Фальконе.
И всё-таки, первые русские памятники появились раньше знаменитого «Медного всадника» — величайшего творения скульптурного искусства.
Итак, первым памятником в России считается подарок Екатерины II Григорию Орлову. Это Морейская колонна, которая появилась в императорской резиденции Царское село. Ещё несколько десятилетий такие памятники доминировали в России, заметно опережая по количеству монументов, установленные в городах.
Будучи полновластными хозяевами своих усадеб, некоторые дворяне заполняли свои парки архитектурными формами, весьма похожими на памятники. К таковым можно отнести знаменитого графа Алексея Аракчеева. В своём Грузино он установил: вазу в память приезда матери, вазу в память своей подруги сердца Настасьи Минкиной, чугунный памятник своим умершим собакам.
Дальше всех пошёл известный масон и оккультист сенатор И. Лопухин. В своей подмосковной усадьбе он поставил множество урн, обелисков, колонн и плит. Они посвящались Юнгу, Лейбницу, Конфуцию, Эккартсгаузену, Кульману и многим-многим другим кумирам Лопухина.
В городах памятников было мало: на 1820 год в Петербурге их имелось четыре, в Москве, Киеве и Риге – по одному. В подавляющей своей массе памятники были архитектурными. Их проектировали архитекторы Ринальди, Камерон, Тома-де-Томон, Воронихин.
Скульптурных монументов в это время создавалось очень мало. Все они были выдержаны в классическом стиле: герои имели неестественно торжественные позы и были одеты в античные тоги или доспехи.
Вопреки распространенной трактовке царской России как феодальной тирании, презирающей простой народ, среди героев самых первых памятников фигурировали крестьяне-ополченцы из невских сёл, купец Минин, крепостной садовник Константинов. Вскоре к ним добавился помор Ломоносов, крестьянин Сусанин и казачий атаман Ермак, позже – солдаты Сидоров, Осипов, Рябов, матросы Шевченко и Кошка.
Интерес к собственной истории совпал по времени с национальным подъемом, вызванным победой над Наполеоном. Вскоре это отразилось и на памятниках.
Годы подъема интереса к монументам совпали со сменой императора. Ни один царь не сделал в этой области столько, сколько Николай I. Именно при нём сформировалась чёткая система монументов, были увековечены наиболее выдающиеся события и лица русской истории. Из необычной диковинки, памятник превратился в почитаемую и охраняемую святыню, украшавшие многие города и места сражения.
Вступивший на престол Александр II уделял памятникам меньше внимание. Но в то же время, среди довольно скромных монументов, встречались уникальные.
Прежде всего – это памятник Тысячелетия России. Также выделялись столичные монументы Николаю I, Екатерине II, Крузенштерну и Виллие, московский Пушкин.
Между тем, в это время происходит смена художественных вкусов. На смену старым мастерам приходит талантливая молодежь – Микешин, Опекушин, Антакольский, Шредер, Лаверецкий. С их лёгкой руки создание памятников стало более демократичным: проводятся конкурсы, в которых своё мнение высказывает общество. Например, открытие памятника Пушкину в Москве собрало огромные массы народа. Более того — это стало событием 1880 года!
К началу XX века особенно богаты памятниками были: в окрестностях Петербурга – Грузино, Павловск, Петергоф, Царское Село; в в окрестностях Москвы – Архангельское, Кузьминки, Кунцево, Остафьево.
Оправившаяся от первой революции Российская империя казалась сильной, как никогда. Это отразилось и на установке памятников – год от года их количество росло. Одна за другой проходили шумные кампании. В 1909 году отмечалось 200-летие полтавской битвы, в 1910 – юбилей взятия Выборга, в 1911 – пятидесятилетие освобождение крестьян, в 1912 – столетие Отечественной войны с Наполеоном, в 1913 – трёхсотлетие дома Романовых.
Каждая кампания сопровождалась установкой большого количества монументов. Например, только на Бородинском поле было поставлено 36 новых памятников.
В эти годы появляются монументы Александру III, Николаю II и героям «Стерегущего» в Петербурге, Скобелеву в Москве, Кауфману в Ташкенте, Столыпину в Киеве.
Но главными врагами памятников всегда были люди… Во все времена и при всех режимах памятники портились и подвергались вандализму. Причиной этому были либо хулиганство, либо желание заработать на дорогостоящей бронзе. Поэтому на монументах, ставившихся в безлюдной местности, старались не делать мелких выступающих деталей и накладных подписей – они вскоре сбивались. Почти все российские памятники окружены решётками или цепями, несшими защитную функцию. Некоторые монументы опоясывала двойная ограда, а ещё некоторые – окружал забор из колючей проволоки…
Последним серьёзным испытанием для памятников стала Великая Отечественная война. В районах, где фронт стоял на одном месте, работали немецкие комиссии по вывозу ценностей. От деятельности таких комиссий особенно пострадали пригороды Ленинграда. Немцами было отправлено на переплавку в Германию два памятника Петру I из Петергофа, Екатерины – из Царского села, барельефы с Чесменской колонны, бронзовые детали других памятников. Только успешное наступление советских войск спасло уже разобранный для отправки в Германию новгородский памятник Тысячелетия России. Был отправлен на переплавку воронежский памятник императору Петру.
Отступая из Украины, немцы вывезли статуи Екатерины, Потемкина, Румянцева. Все эти выдающиеся произведения гениальных мастеров до сих пор не обнаружены…
Советская послевоенная монументальная скульптура – это гимн простому солдату – победителю самой кровопролитной войны на Земле, это подвиг ленинградцев, не сдавших врагу свой город. И конечно же – это память о первом человеке, совершившим полет в космос.
Память – это то, что объединяет настоящее человека с его прошлым, а когда речь идёт об исторических событиях мирового или государственного масштаба, то лучшим проявлением памяти о них, является установка памятника.
В скульптурной композиции «Родина мать – зовёт» искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.
Один из символов ВДНХ и Москвы – скульптурная группа «Рабочий и колхозница», легендарное творение Веры Мухиной. Скульптуру создавали для Всемирной выставки 1937 года в Париже, а спустя десять лет её изображение стало эмблемой советской и российской киностудии «Мосфильм».
Монумент «Покорителям космоса» открыли в Москве в 1964 году. Ракета взмывает ввысь на головокружительную высоту, а за ней тянется шлейф выброшенного газа.
Памятник Первой Конной Армии, а точнее, главной боевой повозке того времени – тачанке. Памятник открыт в 1977 году, расположен на южном въезде в Ростов-на-Дону.
Славной победе русского оружия посвящён 30-метровый монумент во Пскове. Композиция рассказывает о битве между войсками Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, и немецкими рыцарями Ливонского ордена. Памятник установлен на горе Соколиха на пути следования войск Александра Невского.
Монумент «Алёша» — так называют солдата в плащ-палатке, фигура которого установлена на сопке Зелёный мыс в Мурманске.
Проект мемориала «Защитникам Советского Заполярья» разработал скульптор Исаак Бродский. Кроме фигуры бойца, в комплекс входит покатая трёхгранная пирамида, подиум «Вечный огонь» и два зенитных орудия.
Возле посёлка Пятиморск в Волгоградской области установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов». Он изображает пехотинца, танкиста, мотострелка и кавалериста со знамёнами в руках.
Совсем новый мемориальный комплекс в Понырях появился в августе 2023 года. Он воздвигнут на Северном фасе Курского выступа, где происходили кровопролитные бои летом 1943 года.
В центре – фигура советского солдата. Прилагая нечеловеческие усилия, он не даёт сомкнуться двум надвигающимся группировкам гитлеровских войск, которые символически изображены в виде кроваво-красных стен с изображением немецкой техники.
Монумент «Мать-Волга» установлен на входе в шлюзы со стороны Рыбинского водохранилища. 28-ми метровая женская фигура широким жестом указывает на просторы русской реки Волги.
Памятник «В ознаменования 300-летия российского флота» в Москве больше известен как памятник Петру I. Пожалуй, самый противоречивый монумент в столице. Работа Зураба Церетели до сих пор не оставляет равнодушными москвичей.
А между тем, это один из самых высоких памятников в мире – он уступает только гигантским скульптурам Будды и богинь в Китае.
Памятник, по определению Владимира Даля, «это сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица».
Слова «памятник» и «память» стоят в одном ряду. Памятник – это возможность увековечить память о целой эпохе жизни всей страны, о погибших, о цене мирной жизни современного человека…