Битва за Ленинград была самой длительной и самой изнурительной в ходе Великой Отечественной войны.
Руководство фашистской Германии наметило Ленинград одним из первоначальных объектов своей агрессии. Но советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда не сдали город врагу.
Оборона Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа, и его Вооруженных сил.
Город оказался в кольце блокады.
Защитники и оставшееся население Ленинграда в условиях непрерывных бомбежек, голода, холода героически отражали натиск врага. 9 сентября от бомбардировок немецкой авиации сгорели Бадаевские склады, в которых были сосредоточены почти все запасы продовольствия Ленинграда.
Не сумев захватить Ленинград, гитлеровцы подвергли город жестоким бомбардировкам и артобстрелам, пытаясь уничтожить население города голодом.
Наступившая зима 1941 года прервала навигацию по Ладожскому озеру, тем самым резко сократив подвоз продовольствия. Паёк, выдаваемый по карточкам в блокадном Ленинграде, уменьшился до 125 граммов хлеба в день. Были дни, когда люди вообще не получали хлеба.
Замерз водопровод – воду приходилось набирать из Невы, Фонтанки. Топлива и электроэнергии не было. Пекарни почти прекратили выпечку хлеба. Ленинградцы голодали, умирали от истощения и холода.
Но голод и холод не сломили ленинградцев. В городе продолжали работать многие оборонные предприятия. Так, за время блокады было отремонтировано и выпущено 2000 танков, более 1500 самолетов, 7 000 полевых и морских орудий, 12 000 минометов, 225 000 автоматов и винтовок, около 10 миллионов снарядов и мин.
В конце 1941 года по льду Ладожского озера была проложена знаменитая «Дорога жизни», связавшая Ленинград с Большой землей. Когда лёд окреп, по ледяной дороге потянулись караваны грузовых машин с продовольствием, горючим и снаряжением.
Но долгое время никто не задумывался, как снабжалась Лебяжинская республика – Орнаниенбаумский плацдарм и остров-крепость Кронштадт… Они ведь тоже оказались в кольце блокады. Кроме немцев, их отгораживал от мира еще и Финский залив.
Для них Большой землей стал Ленинград, сам задыхающийся в тисках блокады.
Таким образом, в начале блокады, на Ораниенбаумском пятачке, в Кронштадте и на островах оказались отрезанными от Большой земли около ста тысяч военных и гражданских. Встал вопрос обустройства ледовой трассы. Впоследствии в народе её прозвали Малой Дорогой жизни.
Ледовую трассу через залив решили проложить так, чтобы Кронштадт прикрывал её от обстрела. Создавалась она в условиях жесточайшей секретности.
И только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лёд, был совершен первый рейс по Малой дороге жизнь. После погрузки в Лисьем Носу караван ночью отправился в сторону Кронштадта. Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включенными фарами.
По Малой дороге жизни ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины. Но были грузы и значительно тяжелее. Так, по льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки.
Особое значение эта военная трасса сыграла в подготовке операции по полному деблокированию Ленинграда: по ней с ноября 1943 года на Ораниенбаумский плацдарм перебрасывались войска, входившие в состав 2-й Ударной армии, которая первой нанесла удар по немцам в январе 1944 года.
Разумеется, переброска войск и техники в Ораниенбаум внешне не выглядела так эффектно, как многие другие боевые действия или операции Балтийского флота. Перевозки есть перевозки. Формально это не бой, не сражение. Тем не менее это был подвиг, который дал возможность нанести сокрушительный удар по врагу!
12 января 1943 года, накопив резервы, начали встречное наступление войска Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта Л. Говорова и части Волховского фронта под командованием генерала армии К. Мерецкого. Их поддержала авиация дальнего действия и части Балтийского флота.
18 января передовые части Ленинградского и Волховского фронтов встретились в районе Синявино. Блокада Ленинграда была прорвана.
На образовавшемся коридоре в 8 – 11 километров, была построена временная железная дорога. Под обстрелом противника по этой дороге пошли в Ленинград эшелоны с продовольствием голодающему городу и подкреплением для фронта.
Несмотря на то, что дальнейшее наступление Красной Армии в этот год развития не получило, операция по прорыву блокады явилась переломным моментом в битве за Ленинград.
Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван.
Большой вклад в битве за Ленинград внес Краснознаменный Балтийский флот. Артиллерия кораблей и фортов обстреливала позиции немецко-фашистских войск. Морская авиация прикрывала сухопутные силы. Флот защищал морские рубежи Ленинграда.
14 января 1944 года началась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция, которая проводилась войсками Ленинградского, Волховского и частью сил Второго Прибалтийского фронтов.
В результате ожесточенных наступательных боёв, войска Красной Армии и флота нанесли крупнейшее поражение немецкой группе армий «Север», и 27 января 1944 года полностью сняли блокаду Ленинграда. Войска Красной Армии продолжили освободительную операцию в Ленинградской, Новгородской и Калининской областях, вступили на территорию Эстонии, а затем продолжили наступление на запад.
Среди множества подвигов, совершенных советским народом в годы Великой Отечественной войны, оборона Ленинграда выделяется как яркий пример стойкости, мужества и проявление массового героизма.
За 900 дней блокады Ленинграда погибло от пуль, снарядов и бомб, от голода и холода около миллиона защитников и жителей города. За мужество и героизм свыше 350 000 солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено более полутора миллиона человек.
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета Ленинграду было присвоено звание Города-Героя.