Тихая обитель…
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь иногда называют московским Кремлём в миниатюре. Сегодня трудно представить, что расположенный в центре города монастырь-крепость когда-то преграждал врагу путь на Москву.
Пять веков назад монастырь назывался «Пречистыя Одигитрия Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жёны, дочери, вдовы, сёстры, и все они при пострижении жертвовали монастырю свои бессметные сокровища: жемчуг, золото, серебро, не говоря о царских пожалованиях вотчинных земель…
Новодевичий монастырь был основан в начале XVI века на левом берегу Москвы-реки. По легенде, на месте Девичьего поля татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Есть, впрочем, и более прозаическое объяснение этого названия: на поле девушки гоняли коров.
Монастырь был заложен в честь Смоленской иконы Божией матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска. Одигитрия в переводе с греческого языка означает «путеводительница». Это название древнего образа Богоматери, по преданию, написанного евангелистом Лукой. Считается, что икона появилась на Руси в XI веке, когда византийский император благословил иконой свою дочь Анну на брак с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом. С тех пор эта икона стала для русских князей символом преемственности власти.
Строительство монастыря началось в 1524 году по обету Василия III после возвращения завоеванных Литвой Смоленских земель в память об этом событии. Но была у Великого князя и другая причина: в 1505 году Василий женился на Соломонии Сабуровой, которую выбрал на смотре невест из 500 кандидаток, представленных ко двору со всей страны.
После 20 лет брака Соломония так и не родила наследника. Испугавшись, что сыновья братьев станут претендовать на власть, Василий запрещал им жениться, пока у него не родится сын. Основание монастыря совпало с бракоразводным процессом Василия III, поэтому многие историки считают, что князь «вспомнил» о своём обете и выстроил Новодевичий монастырь для бездетной супруги. Выступавшие против развода митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана.
Вскоре Василий III женился на юной дочери литовского князя Елене Глинской. В этом браке родился будущий царь Иоанн Васильевич Грозный. Развод с насильственной ссылкой жены в монастырь был первым в истории Руси и вызвал огромное неодобрение в обществе, но за ним в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали другие.
При этом остаться в Новодевичьем монастыре Соломонии не удалось, она закончила свою земную жизнь в Покровском монастыре города Суздаля. Княгиня-инокиня была причислена к лику святых и почитается Русской Православной церковью как преподобная София Суздальская.
Следующей узницей монастыря стала княжна Ульяна Палецкая – супруга угличского князя Юрия, родного брата Ивана Грозного. После смерти мужа в 1563 году княгиня Иулиания была обвинена в заговоре против царя и утоплена в реке Шексна вместе с княгиней Ефросиньей Старицкой, насильно постриженной в монахини. Ефросинья была известна своей златошвейной мастерской, работы которой сегодня находятся в собрании Русского музея.
Самое старое здание в обители – Собор Смоленской иконы Богоматери, он построен по образцу Успенского собора Кремля. В росписях храма прослеживается идея Москвы как третьего Рима. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Пятиярусный резной позолоченный иконостас был сделан по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты.
После смерти сына Ивана Грозного царя Фёдора, из Кремля в Новодевичий монастырь переселилась его вдова – царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и её уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее, обитель на некоторое время стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. Вместе с боярами за стенами монастыря укрывался её брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, в 1598 году в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров с башнями, зубцами, бойницами и галереями.
При каждой башне имелось караульное помещение, в котором могли расположиться более 350 стрельцов.
Историкам неизвестно, как согласовывалось присутствие стрельцов с затворнической жизнью монахинь, но главное, что монастырь неоднократно подвергавшийся набегам крымских ханов, должен был стать защитой на пути потенциального врага к Кремлю.
В смутное время обитель была разорена и несколько раз переходила из рук в руки. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова монастырь был восстановлен и освобожден от податей в казну.
В Успенском соборе хранится точный список с афонского образа Иверской иконы Божией Матери. Икону привезла в монастырь царевна Софья, владевшая ею по праву наследования. Эту икону вывозили из Москвы лишь однажды – в 1812 году во время войны с Наполеоном. Софья Алексеевна, старшая сестра будущего царя Петра I, была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. При Софье в обители были возведены основные здания, на её средства была построена трапезная, Успенская церковь, церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня.
О монастырской колокольне выдающийся зодчий Василий Баженов сказал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего».
После Стрелецкого бунта по приказу Петра I, единомышленники Софьи — мятежные стрельцы, были казнены прямо у стен монастыря напротив её окон.
Сюда отправил Петр I свою первую жену, и мать царевича Алексея Евдокию Лопухину. Царица Евдокия Лопухина была последней русской, не морганатической, не иноземной супругой русского монарха. В 1697 году её насильно постригли в монахини и поместили в Суздальско-Покровский монастырь, где она находилась в заключении на хлебе и воде. И только в 1727 году Евдокии разрешили вернуться и поселиться в палатах Новодевичьего монастыря, которые позднее стали известны как Лопухинский корпус.
Гробницы царицы Софьи и царицы Евдокии находятся в Смоленском соборе.
Во время Отечественной войны 1812 года монастырь едва не погиб. В нем разместились на постой французские солдаты, а вскоре прибыл и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь и приказал взорвать его во имя Иоанна Предтечи… Когда месяц спустя наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошенные постояльцы перед уходом крепили к деревянным иконостасам зажжённые свечи, а также кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Говорят, считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитиль и потушили пожар в монастыре.
На монастырской территории похоронены герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, многие декабристы, философ Владимир Соловьев.
А вот в XIX веке церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.
После революции монастырь был закрыт и преобразован сначала в «Музей раскрепощения женщины», а затем в филиал Исторического музея.
В советское время кельи знаменитых узниц приспосабливали то под детские ясли, то под общежитие Наркомпроса, то под прачечную. В трапезной был устроен гимнастический зал.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в монастыре работал Богословский институт. И только в 1994 году монахини вернулись в обитель Новодевичьего монастыря.
Монастырское кладбище в XVIII веке служило местом захоронения московских дворян, а в середине XX столетия здесь стали хоронить выдающихся личностей СССР. Кладбище внесено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО. Ансамбль Новодевичьего монастыря с 1995 года является памятником архитектуры федерального значения. В 2004 году монастырский ансамбль включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.