Сегодня в подростково-молодежных клубах Центрального района пройдёт информационный час “День начала работы ладожской ледовой Дороги жизни”
82 года назад, 22 ноября 1941 года была открыта ледовая дорога в осажденный Ленинград.
Название «Дорога жизни» -, которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро – не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший поддержать связь ленинградцев с Большой землёй.
Дорога была открыта в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до критического предела: 250 грамм для рабочих и 125 – для всех остальных жителей. Солдаты на передовой получали по 500 грамм хлеба. Но даже для сохранения этих норм, требовалось ежедневно доставлять в город не менее тысячи тонн продовольствия.
Строительство ледовой дороги через Ладогу – идея абсолютно дерзкая даже для мирного времени, особенно учитывая, что на 1941 год Ладога была исследована недостаточно, в том числе её ледовый режим. Самое крупное озеро в Европе вообще отличается очень переменчивым нравом и всегда считалось очень сложным во всех отношениях, в том числе для судоходства.
Дорога жизни представляется обывателю как дорога по льду, по которому в Ленинград идут полуторки с мукой. На самом деле, эта огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Краснознаменный Балтийский флот.
У Дороги жизни много составляющих: это и «авиамост» с Большой землёй, и Ладожская военная флотилия, защищавшая Ладожские коммуникации, и Северо-Западное речное пароходство, которое занималось перевозками во время навигации, когда озеро не было покрыто льдом; это телефонно-телеграфный кабель, обеспечивавший связь с Москвой, и высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС – проходили эти кабели по дну Ладоги.
Дорога жизни, открытая 22 ноября 1941 года, стала единственным возможным маршрутом для эвакуации мирного населения из Ленинграда, именно по ней в осажденный город доставляли продовольствие, на Большую землю перевозили танки, собранные на Кировском заводе.
В первый год работы ледовой трассы под лёд провалились 50 автомашин. Это, казалось, было очень странно, потому как разведчики и гидрографы выезжали в специальные экспедиции, и только после их обследования был разработан маршрут следования транспорта. Но несмотря на это даже на самом крепком льду машины проваливались, что ещё более странно – без груза.
Самым опасным участком трассы водители называли девятый километр, говорили: «Пройдешь его – пройдешь весь путь!». Именно там образовывалась трещина во льду – это было обусловлено строением льда и направлением ветра.
Для того, чтобы решить эту задачу, были привлечены учёные-физики. Они-то и дали ответ. Проблема оказалась в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. И происходило это на скорости 35 км. в час – ни больше ни меньше.
Чтобы избежать повреждения льда, ученые разработали специальный прибор «прогибограф» – он должен был фиксировать волнения и таким образом предотвращать аварии. Таких приборов выпустили около пятидесяти штук и установили по всей протяженности трассы. Рядом с ними всегда дежурили лаборанты, вклад которых в работу ледовой дороги трудно переоценить, также, как и вклад гениального физика Наума Рейнова.
Благодаря его изобретению машины могли ходить по трассе вплоть до самой весны, по льду толщиной всего 10 сантиметров!
В это сложно поверить, но по ладожскому льду перевозили тяжёлую технику, в том числе танки, каждый из которых весил пять тонн. Эту уникальную операцию не повторил больше никто в мире. По льду Ладоги удалось даже проложить железную дорогу.
А ведь сначала Дорогу жизни называли Дорогой смерти. Постоянные авианалёты, страшная гибель баржи №725, когда в шторм погибли более тысячи человек. В первую военную навигацию от действий противника и во время штормов затонуло 5 буксиров и 46 барж. Люди во время переправы погибали десятками и сотнями. Именно поэтому на дне Ладожского озера покоятся останки различных видов транспорта: самолёты, буксиры, баржи, грузовики и автобусы. Поисковики признаются, что в первое время, когда стали заниматься подъемом техники из воды, по машинам можно было ходить, переступая с крыши на крышу.
Дорога жизни, цифры и факты:
· Общая протяженность ледовой магистрали – 30 километров;
· Дорогу жизни обслуживали 350 регулировщиков;
· С декабря 1941 года по март 1942 года лётчики авиации Ленфронта совершили более 6000 боевых вылетов, обеспечивая безопасное прохождение караванов;
· С ноября 1941 года по апрель 1942 года ладожскую магистраль обслуживали порядка 4000 автомобилей, каждая 4-ая машина затонула;
· За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек;
· На Дороге жизни в самых разных должностях работали от 16 до 18 тысяч человек.
Специалисты до сих пор спорят о точных цифрах, однако само явление Ленинградской Дороги жизни в мировой истории не подвергается никаким сомнениям. Сложная инфраструктура была выстроена с нуля в невероятно сложных условиях.
Позже у Дороги жизни появится ещё одно название – Дорога победы – поскольку магистраль была использована в подготовке легендарной операции «Искра» по прорыву Блокады. Но для тех, кому она помогла выжить, она навсегда останется Дорогой жизни, дорогой спасшей Ленинград и его жителей.
Когда говорят о Блокаде Ленинграда, именно этот символ сопровождает все публикации и телевизионные репортажи: памятник «Разорванное кольцо», так он называется официально, ветераны предпочитают называть «Несомкнутое кольцо». Потому что в этом месте появился тот самый спасительный коридор, по которому в осажденный город пришла помощь.
Сегодня, это пожалуй, один из самых масштабных памятников в мире – дорога длинной в сотни километров, где на каждом участке пути вершилась судьба не только блокадного города, но и всей страны.