На широкой аллее, перед парадным входом в Инженерный замок находится один из самых знаменитых памятников Петру I
Мерно и торжественно выступает конь. Спокойно и невозмутимо восседает на нём всадник, облаченный в пышные римские одежды, с жезлом полководца в правой руке и лавровым венком на голове. Горностаевая мантия тяжелыми складками спадающая с плеч, приоткрывает боевой нагрудник, меч у левого бедра с массивной рукояткой – изображением льва – подчёркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника. Воинские доспехи, венок из лавра и императорский жезл – привычные для того времени символы, к которым обратился скульптор памятника Карло Бартоломео Растрелли при воплощении образа русского императора, основателя Санкт-Петербурга Петра I…
Удивительна судьба этого первого конного монумента в России!
Восковая модель памятника получила высочайшее одобрение Петра в 1724 году, но так и не была отлита в бронзе при жизни императора.
Работы по отливке памятника завершил сын скульптора Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году при императрице Елизавете Петровне, после чего готовую статую поместили на склад «Канцелярии строений», где забыли о ней на много лет.
Первоначально памятник предполагалось установить на Васильевском острове перед зданием Двенадцать коллегий. Позже сын скульптора Франческо Растрелли предложил поставить монумент в центре спроектированной им площади перед Зимним дворцом. В царствование Екатерины II статую пытались перевезти в Полтаву, а князь Потёмкин и вовсе хотел украсить ею Таврический сад. Впрочем, ни один из этих замыслов не был осуществлён.
И только правнук Петра I – Павел I осуществил идею с установкой памятника. В 1797 году он решил установить конный монумент в Кронштадте на берегу канала. Однако вскоре изменил своё решение и в 1799 году приказал поставить памятник перед фасадом Михайловского замка на площади Коннетабля. При этом, новый император повелел начертать на постаменте памятника: «Прадеду правнук».
Кленовая аллея – это уникальная в Петербурге улица-аллея. Клёны, от которых повелось её название, росли здесь до середины XX века. Аллея во времена Павла I заканчивалась у трёхэтажных павильонов – кордегардий.
Кордегардии – это помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Далее начинались предзамковые укрепления. Широкий ров обрамлял площадь Коннетабля. Через ров был переброшен подъёмный мост
Первую конную статую в России Растрелли создал по образу и подобию римских императоров. Суровым самодержцем и властным военачальником предстаёт Пётр перед зрителем.
Величественная и неподвижная поза всадника, казалось бы, не соответствует страстной, полной энергии, деятельной натуре Петра I; богатые тяжёлые одежды словно сковывают его движения. Однако в лице скульптору удалось передать не только портретное сходство модели, но и раскрыть характер преобразователя. А что касается массивности статуи, то она гармонично сочетается с тонкостью и проработкой отдельных деталей.
Например, барельефы на постаменте памятника изображают две главные битвы Северной войны со Швецией, в которой Пётр принимал личное участие. С одной стороны – битва при Гангуте, с другой стороны – при Полтаве.
Битва при Гангуте, произошедшая в 1714 году, стала первой победой Русского флота над флотом шведов. Пётр совершил хитрый маневр, перетащив свои галеры через перешеек, соединивший полуостров Гангут с сушей. Таким образом, флот шведов попал в окружение, и большие парусные многопушечные шведские корабли были разбиты отрядом небольших русских галер.
Пьедестал памятника Петру I облицован олонецким мрамором белого, розового и зелёного оттенков. Памятник Петру I – это единственный образец в России конной статуи стиля барокко, который удачно вписался в классический ансамбль конца XVIII века.
В 1941 году конная статуя Петра I была снята с постамента и зарыта в землю. После освобождения Ленинграда от вражеской блокады её установили на пьедестал, и возрождённый памятник Петру снова украсил одно из самых красивых мест города.