Культурный марафон “В мире нет милей и краше песен и преданий наших”

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром.

Одни повествования разделяются на древнейшие – языческие. Другие – принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют русский быт, но, как и древнейшие, они перемешаны с языческим мировоззрением.

Древняя вера наших предков похожа на обрывки старинных кружев, забытый узор которых можно восстановить по крупицам. Впрочем, полной картины не восстановил ещё никто.

До XIX века русские мифы никогда не служили материалом для литературных произведений, в отличие, например, от античной мифологии.

Учеными XIX века исследовались и фольклор, и церковные летописи, и исторические хроники. Они восстановили не только целый ряд языческих божеств, мифологических и сказочных персонажей, которых великое множество, но и определили их место в национальном сознании.

Русские легенды, мифы, предания, песни, сказки исследовались с точки зрения научной ценности и важности сохранения для последующих поколений. Причем, по утверждению историков – предания, сказки и русские песни оказали огромное влияние на развитие русской художественной литературы.

Предания – это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов.

Предания не отображают весь ход событий, они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

В художественной литературе предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали образы героев и исторические события. Ещё древние мудрецы говорили: «Кто не знает своего прошлого, не имеет и будущего».

Понятие «предания» понимается нами достаточно широко: не только имена богов и героев, но и всё чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, – заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы. Таким образом, древо жизни тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки нашего фольклора: богатырь Медвежье Ухо – получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы.

Велес
Велес

Первобытные охотники изначально поклонялись берегиням, верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле – божествам живительных сил природы.

В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №2

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигаются громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований.

Перун
Перун

Между тем, принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья и преданья не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведывались к волхвам, а их домочадцев врачевали вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники – сказители мифов и преданий, занимали толпы народа в любую погоду.

В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №4
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №5
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №6
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №7
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №8
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №9
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №10
1 из 7

Кто только не населяет древний, хранящий тысячи тайн и загадок, мир славянских языческих Преданий! «Там чудеса, там леший бродит…Русалка на ветвях сидит…». И не только Леший и Русалка: добрые домовые, чудо-птицы, оборотни, полевики, берегини… И, конечно, Боги – суровые и справедливые: Перун, Волос, или Велес, Святовид, Плихан и Ярило, Яр-Хмель и Сива, Лель и Ладо.

В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №11
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №12
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №13
1 из 3

Мир языческих Богов был величавым – и в то же время простым, естественно совместим с бытом и бытием. Так Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками…

В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №14

Что касается песен – одного из самых древних музыкальных искусств, то историки утверждают: песня – ровесница человеческой речи.

Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Кроме того, русская народная песня – важная составляющая фольклора.

В Древней Руси исполнителями и авторами песен были волхвы и скоморохи.

Волхв
Волхв

В своём творчестве они использовали дудки, волынки, гусли, гудки, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей.

Также развивался уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона:

Благовест – равномерные удары в большой колокол;

Перезвон – перебор колоколов от самого маленького до самого большого

Звон = настоящая игра на колоколах.

В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №16

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В силу строгих нравов, царивших в старину шутливые песни считались «бесовскими». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты – тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях.

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопением, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

Правление Петра Первого принесло России множество перемен. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы и красны девицы и былинные богатыри, но и подъячие, писари, солдаты и офицеры.

В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию.

Кроме того, все русские песни подразделялись по жанрам:

Былины – эпические песни о героях-богатырях;

Обрядово-календарные – масленичные, обжинковые, колядки, веснянки;

Обрядово-семейные – свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах;

Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжелая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни – бурлацкие, солдатские и ямщицкие

И пусть ослабла в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по сию пору шутят с нами лешие, помогают домовые, играют водяные, соблазняют Русалки – и в то же время напоминают нам не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, передавая предания из поколения в поколение, – древние боги и духи, спасавшие наших предков, и впрямь не исчезнут, будут живы в своём вышнем, заоблачном мире…

В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №17
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №18
В МИРЕ НЕТ МИЛЕЙ И КРАШЕ, изображение №19
1 из 3
Posted in Uncategorized

Leave a Reply