Современная культура Санкт – Петербурга – это удивительный сплав традиций. Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Петербурга, является его общим достоянием.
Санкт- Петербург всегда был и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежащих к разным народам и этническим группам, отличающихся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.
А чтобы не быть совсем голословными, вернемся к истории зарождения Санкт-Петербурга.
Историки утверждают, что «интернациональный характер местности будущего города зародился после решения Петра I основать на берегах Невы новую столицу России».
Как известно, русский царь придавал крайне малое значение этническому происхождению своих сподвижников.
Среди «птенцов гнезда Петрова» кого только нет – это и русские аристократы из самых знатных родов, и служилые немцы, и знаменитый Ганнибал из Эфиопии – предок Александра Пушкина, и крещённый еврей, один из самых умелых российских дипломатов Пётр Шафиров.
Петра I вообще не интересовало происхождение человека.
Главное – деловые качества. А поскольку строительство столицы будущей Российской империи требовало привлечение сил и ресурсов всей страны, то разумеется, в Санкт-Петербург пришли люди самых разных национальностей.
Здесь появились храмы всех религиозных конфессий, и в аристократических салонах, и на улицах города звучала разноязыкая речь.
Основную массу строителей города составили русские крестьяне с жителями соседних «чухонских» деревень – финны-ингерманладцы, вепсы, карелы, весь, ижора. Однако появился и поток переселенцев из более дальних краёв: татары, черемисы, мордва.
Появились в городе армянские купцы и башкиры. С самого начала строительства новой столицы башкиры принимали участие в разных работах: снабжали город провиантом, охраняя обозы в пути, несли конную воинскую службу, участвовали в военных компаниях Петра I.
Так матрос Денис Калмыков, начинавший службу при Петре с самых низов, стал контр-адмиралом, служил командиром Кронштадтского порта, вошёл в историю как один из создателей первого военно-морского устава России.
Понятно, что своим имперским обликом Петербург также обязан сотрудничеству самых разных народов, и, прежде всего, европейских архитекторов. Среди них в первую очередь следует назвать Доменико Трезини. Итальянец, служивший в Дании, фортификатор, впоследствии талантливый градостроитель и архитектор, Трезини нашёл в России свою вторую родину.
С его именем связано создание Петропавловской крепости, её Петровских ворот, собора, его колокольни со шпилем, Летнего дворца и здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове.
Наконец, Трезини разработал первый генеральный план Петербурга.
А с 1703 года по 1716 Доменико Трезини был единственным зодчим в Петербурге, и вклад его в создание новой столицы трудно переоценить.
Невозможно не назвать Огюста Монферрана, Андрея Воронихина, Василия Баженова, Карла Росси, Андреяна Захарова, Франческо Растрелли и многих-многих других талантливых зодчих при содружестве, соперничестве и творческом диалоге которых создавался самый красивый город России!
Любой мегаполис, говорят историки, прирастает только за счёт людей, которые прибывают из других местностей. По международным нормам, многонациональным городом считается город, где кроме основной национальности совокупное население остальных проживающих составляет не менее 5%. В Санкт-Петербурге всегда преобладали русские, но столь же постоянным было присутствие представителей иных народов – от 6 до 23%. Сегодня в Северной столице живут представители свыше 170 национальностей.
Широко известно выражение, что петербуржец – это национальность. И хотя это выражение – образное, метафоричное, следует признать, что мы разные, но мы все – петербуржцы. Ведь в разнообразии и общности – судьба Петербурга. Источник его развития, залог притягательности, гарантия процветания.
Нельзя забывать, что годы Великой Отечественной войны Ленинград защищал весь Советский Союз. У подвига нет национальности.
На Пискарёвском мемориальном кладбище в 2002 году была заложена аллея Памяти, посвященная защитникам Ленинграда – уроженцам разных регионов страны. Основой стал памятный знак 12 000 погибшим в блокаду белорусским подросткам. В 1941 году их направили учиться в ремесленные училища Ленинграда, чтобы получить нужные городу и стране профессии. В июле они должны были уехать на каникулы в Белоруссию, уже купили билеты, но началась война, блокада…
Сейчас на Аллее 98 плит, которые установлены, в том числе, представителями других государств, бывших республик СССР, и их число пополняется.
На Васильевском острове установлен памятник татарскому поэту и политруку, воевавшему на Ленинградском и Волховском фронтах – Мусе Джалилю. На Синявинских высотах похоронен казах Султан Баймагамбетов, повторивший подвиг Александра Матросова. На правом берегу Невы открыт памятник казашке и ленинградке Алие Молдагуловой. Героическая девушка-снайпер воевала и погибла на Ленинградском фронте. В свою последнюю атаку она пошла со словами «Ура! За дружбу народов!» Ей исполнилось всего 18 лет.
Сегодня в Петербурге, уверены многие политики, сформировалась самая благополучная обстановка в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. И неудивительно, ведь изначально Санкт-Петербург задумывался и создавался как город, в рождении, становлении которого принимали участие представители многих национальностей. Поэтому Петербург соткан не как лоскутное одеяло, а как искусный, неземной красоты, ковёр!